ПечатьВерсия для печати

Индия. О священных деревьях (часть вторая)

Есть одно дерево, которое часто встречалось нам не только в Южной Индии, но и в прежних, североиндийских поездках. Так приятно теперь его узнавать, просматривая фото путешествий)

ашваттха

Это дерево имеет особой формы листок - не перепутаешь) На санскрите оно зовется Ашватта (Ашваттха), на хинди - пипал, оно же - священный фикус (Ficus religiosa). И именно оно - дерево Бодхи, под которым Будда провел семь лет перед обретением просветления. В пуранах перечислены многие преимущества, которые обретает почитающий это дерево. В Махабхарате Кришна говорит Арджуне: “Из всех деревьев я - Ашваттха”.

лист ашваттхи

Существует интересная легенда одного из индийских племен. Такая по-индийски непосредственная легенда) До сотворения мира Киттанг и его сестра жили в тыкве, которая однажды треснула, и им обоим пришлось жить на холме Курабели. В ту пору еще не было деревьев и от жаркого солнца негде было спрятаться. Одной из жарких ночей, когда Киттанг спал, белки отгрызли ему пальцы рук, оставив лишь средний палец. Услыхав в очередной раз, что его сестра жалуется на палящее солнце, Киттанг отрезал свою руку и поместил на камень, из которого выросло тенистое дерево Ашваттха, с такими особыми листьями, у которых вытянут кончик, словно оставшийся средний палец на руке. Собственно, с тех пор в тени этого дерева много кто может укрыться. Дерево раскидистое) 

Как и баньян, Ашваттха может поселиться и расти где угодно, куда только ни занесет его семечко. Оно может расти и на стенах домов, и на других деревьях. Вот здесь, на гопуре храма Тханумалаян в Сучиндраме - именно оно)

Тханумалаян

Ашваттха - одно из самых священных деревьев. Король деревьев. Часто оно рассматривается как Тримурти - его корни, ствол и ветви олицетворяют Брахму, Вишну и Шиву. Но, как и всегда в Индии, вариантов восприятия много - например, по субботам дерево почитают как Лакшми. Считается, что под деревом родился Вишну и с тех пор в нем пребывает. Существует даже церемония Ашварттха-пратиштха - когда дерево “превращают” в Божество, перенося в него энергию Вишну. Ну а кому-то ближе воспринимать Ашварттху как Шиву. Не проблема) В Махабхарате, например, говорится, что кто почитает Ашварттху - тот почитает вселенную.

 огненный ритуалДерево часто почитается в мирской жизни (как, впрочем, многие деревья - ради плодовитости, благосостояния и подобного), но есть и еще один интересный момент, связанный с Ашваттхой. В ведические времена очень важное, основополагающее значение в Индии имел огненный ритуал. Он сопровождал церемонии, связанные с 16 санскарами в жизни человека - с первым обрезанием волос, обретением священного шнура и так далее. И этот жертвенный огонь зарождался с помощью Ашваттхи.   

яджня Использовались две деревянные палочки - от их трения зарождался “исходный, священный огонь, посредством которого боги даровали людям знание” (встретилась красивая цитата). Палочки должны были быть от двух разных деревьев - одна от Ашваттхи, вторая - от дерева шами. Первое дерево считалось мужским, второе - женским. Потому символично, что их трение приводило к рождению - Рождению Агни. 

Наверное, кто был с нами в поездке в Южную Индию, узнают этот храм в Сучиндраме. На этом фото тоже Ашваттха. Теперь спутать невозможно) :

ашваттха

Продолжение следует)

Автор: Амитанатх (Олеся Гринкевич)



Возврат к списку