ПечатьВерсия для печати

Индия. О священных деревьях (часть первая)

Статья написана на вдохновении от нашего недавнего путешествия в Южную Индию :)

***

У храма в Южной Индии значимых святынь - несколько. Помимо алтарей Деват, это тиртха - пруд для омовения, причем у него обязательно есть имя (например, в храме Каньякумари - это Патала Ганга тиртха, в Чидамбараме - Шива Ганга тиртха), и священное дерево - тоже у каждого храма свое. Постепенно я обнаружила для себя, что различные деревья - вообще очень важный элемент отношений индийцев с Высшим. Далеко не только лотос священен)

Дерево храма - или иначе, стхала врикша. В древности, когда вокруг святынь еще не строились храмы, лингам (если говорить о шиваитских местах) находился в пещере или под деревом, и дерево для святыни было защитником - чаитья врикша. Во многих легендах Риши и Деваты почитали сваямбху (самопроявленный) лингам под каким-либо деревом.

legend

Многие храмовые комплексы и города вокруг них вырастали на месте лесов и поначалу носили имя деревьев. Например местность Мадурая носила имя дерева кадамба - Кадамбаванам. Дерево кадамба сейчас осталось как стхала врикша храма Минакши. Кадамба цветет просто невероятными цветами - они на фото ниже) на втором фото - священное дерево кадамба в храме Минакши.

цветы дерева кадамба


священное дерево кадамба в храме Минакши

Лесов, конечно, сейчас уже нет, но в храме, как правило, растет одно священное дерево. Так и в Чидамбараме - когда-то на этом месте были леса тиллаи (мангровые) - именно в лесу по легенде Шива совершил свой ананда-тандава танец. Храм появился намного позднее того, как появилась сама святыня, поначалу ее "охранял" лес) Сейчас берег реки отодвинулся от города на несколько километров, а с ним и мангровые леса (выглядят они так, как на фото ниже). Но имя Тиллаи остается в названии храма, одно мангровое дерево растет на его территории как стхала врикша.

мангровые заросли

В храме Экамбарнатх стхала врикша - дерево манго; знаю, что некоторые из нашей группы прониклись тем местом, где оно в храме растет, медитировали рядом с ним). Это место - на фото


Экамбарешвар, манговое дерево

А еще мне нравится легенда, связанная с деревом джамбу - которое является стхала врикша в храме Джамбукешвар. Согласно этой легенде, Шива съел плод дерева джамбу и выплюнул его косточки. Преданный Шиве святой проглотил эти косточки, видя в них прасад. Позднее косточки проросли в святом, священное дерево выросло через его голову, и Шива даровал ему мокшу. Легенда о возможности видеть священное в незамысловатом и обретать через это милость. (на фото - плоды дерева джамбу, а также элемент гопуры храма Джамбукешвар,  с эпизодом, где дерево уже проросло в святом и он милостью Шивы обрел мокшу).

плоды дерева джамбу

элемент гопуры в Джамбукешваре

Вообще, мне почему-то близко то, как в легендах растения естественно участвовали в возникновении святых мест. Есть легенда про возникновение лингама на том месте, где позднее образовался Сучиндрам. Когда-то там ведь тоже были леса) И одна пастушка каждый день ходила через бамбуковый лес (а лес носил имя Джнянаранья - лес знания) продавать молоко и курд. И каждый день она цеплялась стопами за заросли в неком месте и обязательно проливала молоко и курд. Однажды она пожаловалась на это своему мужу, и мужчины деревни отправились в то место, чтобы вырубить бамбук. Когда же они начали рубить, из стволов бамбука потекла кровь, и люди поняли, что место было святым, а разливаемые каждый день молоко и курд омывали его. На этом месте создали святилище. Возможно там даже обнаружили самопроявленный лингам)

В Индии есть еще немало священной символики, связанной с деревьями - обязательно об этом напишем)

Автор: Амитанатх (Олеся Гринкевич)



Возврат к списку