ПечатьВерсия для печати

Хатха-йога - почему важно наблюдать?

От того, какие акценты мы делаем, выполняя ту или иную практику, зависит, будет ли она помогать нам развиваться, создаст ли условия, при которых в нас могут произойти изменения.

С одной стороны, наши действия и усилия в практике способствуют переменам. С другой стороны - изменения происходят сами, если человек не диктует "свои права" естественному ходу этих изменений. Поэтому важно найти определённый баланс между нашими усилиями и способностью наблюдать за происходящим (позволить изменениям происходить).

Так, в асане мы задаём ориентиры в положении тела, прикладывая некоторое усилие (например, создаём натяжение в затылке, в бедре, в плече). Важно, чтобы это усилие не отнимало у нас все силы и все внимание. В практике мы учимся находить и поддерживать некоторое среднее натяжение, которое мы можем ощущать и в тоже время с которым у нас остаётся свободное пространство внимания - то есть не все наше существо концентрируется лишь на усилии. Для чего нам свободное внимание? Чтобы наблюдать, что происходит в результате созданных нами условий (положения тела, дыхания, натяжений и так далее).

А зачем нам наблюдение? Наблюдение позволяет заметить внутренние "неудобства" и одновременно желания побыстрее их как-то поправить, или порывы как-то что-то усилить, ослабить, дернуться, развернуться - много всего. В привычной жизни человек так и поступает - на какой-то дискомфорт он быстренько реагирует привычным для себя способом, равно как и на возникшее вдруг сильное желание реагирует порывом его реализовать. Подобные дергания мы можем наблюдать и на уровне тела, если создаём описанный выше баланс между усилием и наблюдением. Наше тело - не просто набор мышц и других систем, оно наиболее доступная для восприятия область нашей психофизики, поэтому, работая с ним, мы можем замечать связь ощущений в мышцах и различных мыслей, эмоций, желаний. Плюс в том, что нам не нужно погружаться в различные дебри нашей психики, которые часто поглощают сознание человека. Наблюдение ощущений тела позволяет нам постепенно выравнивать разные проявления психофизического дисбаланса, не утопая в самоанализе, который чаще всего неконструктивен.

наблюдение ощущений

Например мы создали нужные условия в асане, умеренно натянули определенные области тела и наблюдаем. Может возникнуть дискомфорт под лопаткой, например, или где-то в позвоночнике, который будет очень хотеться "вправить" по-быстрому, каким-то рывком, привычным нам движением. Но нет, мы наблюдаем этот порыв, не действуя. Постепенно, если не поддаваться таким порывам, стараться наблюдать за ощущениями (причём не только в области дискомфорта, но и в других частях тела, и в идеале - в теле целиком), можно будет обнаружить те изменения, которые происходят как бы "сами по себе", более спокойные, мягкие, охватывающие не только область, где проявлялся дискомфорт. Вообще, человек зачастую считает, что если он находится в статичном положении, то никакого "движения" нет, на самом деле в беспокойном состоянии он просто не ощущает те изменения, которые непрерывно происходят на менее грубых уровнях восприятия.

Такие, наблюдаемые, происходящие "сами по себе" перемены в теле позволяют выравнивать дисбаланс не так, как мы порываемся сделать следуя представлениям нашего ума. Они естественно возвращают к тому состоянию, которое было нам присуще до тех искажений, которые возникли в нашем уме и отразились на теле. Человеку, привыкшему во всем полагаться на логику ума (это в целом свойственно западным людям) может казаться, что только с помощью ума он и может разрешить любые "непонятки" в своём здоровье и в жизни в целом. Ему трудно поверить, что искажения в его теле и в целом в жизни как раз вызваны специфической деятельностью ума. В этом смысле Хатха-йога помогает попробовать увидеть ситуацию с другой точки зрения.

Способность в практике асан и пранаям спокойно наблюдать, в том числе свои порывы и беспокойства, не следуя им тотально, может со временем дать человеку другую систему координат для восприятия себя и своей жизни. Это и целый мир открытий, и одновременно возможность изменить свою жизнь не умозрительно, а объективно.

Автор: Олеся Гринкевич (Амитанатх)


Возврат к списку