ПечатьВерсия для печати

О регуляции свар и медитативной практике

К вопросу о том, как регулировать свары… У людей, живущих в городах, энергетика "перемешана", и свары (ида и пингала) у них работают спонтанно и хаотично. Классически упоминается равное время работы этих каналов: например, 90 минут открыта одна свара, потом столько же другая, и, например, 3 минуты работает сушумна. Такое возможно, когда человек здоров, физически и психически, не испытывает стрессов, с питанием более-менее хорошо (например, он живет в деревне) - тогда со сварами у него все может быть нормально. Но в городах люди перевозбуждены, питаются перекусами, пищеварение работает одновременно с мыслительной деятельностью – получается такая смесь всего, что бывает сложно как-то влиять на свары.

Если говорить о практике, ориентированной на состояние медитации, то мы, можно сказать, поступаем смелее – мы сразу ориентируемся на сушумну. Мы создаем натяжение позвоночника – это больше соответствует пингале, расслабляем плечи, лицо – это соответствует иде. В сумме же (выполняемые одновременно) два этих действия соответствуют сушумне: когда аккуратное натяжение с приятным расслаблением приходят к соединению, включается центральный канал.

медитация и регуляция свар

Это, казалось бы, очевидная простота, но для большинства людей это трудно, потому что не хватает терпения, не хватает даже культуры – люди привыкли прыгать-скакать и не могут себя успокоить. Сидение на стульях, в креслах автомобилей, работа за компьютером создают привычку сутулиться, человек не может выпрямиться… Много факторов влияет. Поэтому на занятии, кроме медитативных положений, чередуются различные асаны и вьяямы, озвучиваются объяснения к ним – чтобы внимание человека частично отдавалось некоторой динамике и восприятию на слух, и он не так остро ощущал беспокойства, возникающие при пребывании в медитативной асане. Такая практика постепенно создает предпосылки для того, чтобы однажды нужное состояние все-таки сформировалось, человек обрел устойчивость и обнаружил, что ему стало легче продолжительное время находиться в асане и медитировать.

Йоги Алламанатх (Андрей Матвеев)

фрагмент семинара в Санкт-Петербурге



Возврат к списку