ПечатьВерсия для печати

Яма и нияма

Йога является мощным инструментом на пути духовного развития. Блуждая в изобилии информации совершенно естественно возникновение вопроса: с чего же начать?

Яма и нияма – это названия двух фундаментальных ступеней йоги.
Только развив правильную основу с помощью ямы и ниямы, мы обретем свое нормальное психофизическое состояние, обладая которым сможем почувствовать эффективность методов хатха-йоги.

Частое явление, начав практиковать начинают одновременно проявляться как позитивные так и негативные качества, которые проявляются более ярко, чем до того. Предписания ямы и ниямы готовят человека, закаляют его волю, учат контролировать свои внешние и внутренние проявления.

Суть йоги, заключается не в том, чтобы засунуть ногу за голову...
Далеко не каждый из практикующих хорошо понимает механизм работы многих техник хатха-йоги. Во многом такая ситуация возникает именно по причине игнорирования того, что в йоге является базой, т.е ямы и ниямы.

Несмотря на свою внешнюю простоту, яма и нияма — это сложнейший пульт управления практикой, ее коррекция. Враты и предписания существуют во всех духовных традициях, основные из этих предписаний, как правило, схожи.

Яма — означает контроль собственных действий, слов и мыслей. Действия, в первую очередь, это следствия наших мыслей, мысли мы выражаем в словах.

Если яма учит тому, как грамотно взаимодействовать с окружающей средой, то нияма — как регулировать свое тело и ум, с которыми мы отождествлены в большей степени. Если тело не чистое, то шансы того, что ваш ум будет чист, крайне минимальны.

У натхов перечисляется 10 ям и 10 ниям.

10 ЯМ:

  • Ахимса — Ненасилие, непротивление.
  • Сатья — Подразумевает то, что Вы всегда придерживаетесь правды.
  • Астея — неприсвоение чужого.
  • Брахмачарья — непривязанность к животным страстям.
  • Кшама — способность прощать тех, кто слаб и по невежеству совершает оскорбления в ваш адрес.
  • Дхрити — устойчивость в йогической садхане, стремление преодолевать трудности на пути развития.
  • Крипа — сострадание к людям, которые пребывают в невежестве, не зная истинного пути, ведущего к освобождению от страданий.
  • Арджава — прямодушие в отношении с Гуру и другими практикующими.
  • Митахара — чистое саттвичное питание.
  • Шауча — чистота тела и ума. Тело очищается посредством йогических практик (шат-карма).

10 НИЯМ:

  • Тапас — практика аскетизма и развитие духовной силы.
  • Сантоша — удовлетворенность тем, что у тебя есть, благодарность высшим силам за то, что они тебе дали.
  • Астикья — вера в Учителя, в традицию, в то, что является авторитетным в традиции и помогает на духовном пути.
  • Дана — пожертвования, например, в Индии это жертвование на храмы, пожертвование садху для еды и других нужд. Поскольку монахи живут только на подаяние, их необходимо поддерживать, т.к. они несут миру духовную чистоту и дхарму. Пожертвование может рассматриваться не только в материальном плане.
  • Ишвара-пуджана — ежедневное почитание Абсолюта.
  • Сиддханта-вакья шравана — слушание учения сиддхов и натхов из уст Гуру или продвинутых садху, учеников, достигших высокой духовной реализации.
  • Хри — чувство раскаяния за совершенные ошибки и стремление их исправить позитивными поступками, служа дхарме.
  • Мати — острота ума.
  • Джапа — повторение мантры, полученной при дикше и других, имеющих отношение к вашей нитья-садхане (постоянной практике).
  • Хома — регулярные подношения (жертвование) в виде еды или других упачар во время пуджи.

Некоторые Учителя традиции Натхов считали, что яма и нияма в обычном виде могут рассматриваться как основные ориентиры для людей, просто ведущих чистый образ жизни. Но, стоит отметить, речь шла и про другое время, и про другой уклад жизни. Сейчас нас окружает совсем другая действительность, и поэтому следует понимать, что в жизни есть очень много ситуаций, где сложно понять однозначно то или иное предписание.

Что значит ахимса — по сути неоппозиционный настрой? Это означает, что вы должны оставить все попытки тратить свою энергию на противодействия. Когда вы вступаете в конфликт, вы тратите много энергии, даже если и одерживаете победу, в конечном счете результат не оправдывает затраченных средств. Поэтому можно смело сказать, что такие результаты не выгодны, ведь желателен результат, где мы тратим меньше энергии при наиболее лучшем финале. Это особое искусство. Нельзя сказать, что вы оставляете попытку достичь цели, просто вы учитесь ее достигать другими методами и на совсем других уровнях. Так действуют настоящие йогины, потому их и называют сиддхами (совершенными).

Йогин не сражается тогда, когда победителей быть не может, а могут быть только проигравшие, поэтому «благословенна страна, где живет йогин». Там, где присутствует йогин, даже дикие опасные звери «пашу» утрачивают агрессию. Они перестают нападать, не потому что йогин дает возможность уничтожить себя, а потому, что он дает понять бессмысленность проявлять агрессию в его адрес. На самом деле ахимса — это качество истинного воина. История знает немало примеров, когда великие мастера боевых искусств, за плечами которых немало побед, при встрече друг с другом долго не начинали поединок. Они — профессионалы и понимают, что когда рядом находится другой мастер, то малейшее неточное движение с потерей самоконтроля может стоить жизни. Некоторые поединки такого рода заканчивались тем, что бойцы подолгу стояли с оружием друг против друга, сохраняя предельную внимательность до тех пор, пока один не падал обессиленный. Некоторые поединки завершались после одного-двух ударов.