Проект Омкара - информационный ресурс, созданный людьми, чья жизнь неразрывно связана с традиционными практиками.
Любое использование материалов этого сайта возможно при условии обязательной ссылки на него.
Анама в переводе с санскрита означает «безымянный». У шиваитов, в частности у натхов, это эпитет Абсолюта – Ниргуна Шивы, запредельного любым ограниченным качествам, формам и именам.
Согласно тексту Натха-сампрадаи «Сиддха-сиддханта паддхати», в начале сотворения Вселенной Абсолют являет себя единым безымянным (анама) самосияющим (сва-пракаша, сваям-джьоти) чистым Бытием (сат-матра). В таком состоянии ничто не отличает Бытие от Небытия, поэтому Высшая реальность описывается как шунья (пустота).
О том, что нельзя полностью описать Высшее, говорится и в Виджняна Бхайрава тантре, тексте Кашмирского шиваизма:
dikkālakalanonmuktā deśoddeśāviśeṣinī |
vyapadeṣṭumaśakyāsāv akathyā paramārthataḥ || 14 ||
[Высшее состояние] не зависит от направления или времени, не характеризуется [каким-либо] пространством или названием, его невозможно выразить или описать в абсолютном смысле. (14)
То есть о Высшей Реальности нельзя корректно сказать не только на уровне произносимых слов – вайкхари, но и на уровне мадхьяма (мыслеформ), то есть на тех уровнях, где присутствует речь в форме языка. И хотя мы используем язык, чтобы говорить о Высшем, и тексты его используют, все слова, все описания этого запредельного состояния – лишь указатели, которые могут направить нас к этому тотальному опыту, который не может быть выражен.
Автор статьи – Хамсанатх.
|
|