Проект Омкара - информационный ресурс, созданный людьми, чья жизнь неразрывно связана с традиционными практиками.
Любое использование материалов этого сайта возможно при условии обязательной ссылки на него.
Прежде чем перейти к мулатриконам, приведу одно известное изображение из западной античной астрологии, оно называется Thema Mundi или гороскоп сотворения мира, это египетский вариант, где все планеты расположены в своих обителях. На момент сотворения мира восходил 15° знака Рака и все планеты находились в своих знаках (свакшетра).
По расположению планет в градусах понятно, что такое положение невозможно физически, однако для нас важно то, что подобное распределение планет по своим обителям (свакшетрам) существовало с самых начал астрологии. И в джйотиш в этом плане отличий нет.
Если немного изменить изображение, приведя порядок знаков к южно-индийскому стилю, то мы получим более привычную картину:
Как видим, соотнесение планет и знаков, которыми управляют планеты, симметрично относительно лунной (Рак-Водолей) и солнечных (Лев-Козерог) полусфер. Эти полусферы будут важны для дальнейшего обоснования гипотезы мулатриконы. Как ни странно, в джйотиш такое понятие есть, это одно из мест силы, т.е. нахождение в мулатриконе придает планете достоинства, но в западной астрологии такого понятия никогда не было…
Далее затрону еще такой важное понятие как hairesis. В переводах эллинистической астрологии получило распространение слово “секта”, но если учитывать контекст, то разделение по типу политической партии более верно, поэтому буду использовать слово “партия”. В астрологии под hairesis подразумевается разделение планет на относящихся к дневной или ночной партии. Этот принцип - краеугольный камень для последующей трактовки гороскопа.
Несмотря на то, что дословного разделения на партии, а тем более слова “секта”, в джйотиш-текстах мы не увидим, все же во всех них явно отмечается определенная сила, которую получает планета ночью или днем. И это учитывается также в расчете шадбалы. Поэтому можно говорить, что и в джйотиш оно есть.
Итак, самый ранний текст джйотиш, в котором упоминаются раши, Явана-джатака говорит (I.83), что Солнце, Юпитер, Сатурн - планеты сильные днем, а Луна, Венера, Марс - ночью (Меркурий же силен в любое время суток). Из некоторых строф к описаниям планет во второй главе Сатья-джатаки также можно сделать вывод, что Сатьячарья придерживается этого же мнения. Таким образом, на текущий момент нашлось всего два классических текста о джйотиш, один из которых считается самым древним, которые находятся в согласии с текстами западной античной астрологии о разделении планет на дневные и ночные.
Далее прибегну к допущениям и предположениям, иначе попытка объяснить логику, стоящую за понятием мулатрикон, не будет удачной.
Что удивительно, все более поздние тексты джйотиша в т.ч. Вриддха-Явана-джатака, Брихат-джатака, Шрипати паддхати утверждают другой порядок планет! Они говорят, что Солнце, Юпитер, Венера сильны днем, в то время как Луна, Марс, Сатурн - ночью. Итак, допущение здесь следующее: для стройности гипотезы буду придерживаться поздних версий, принятых и по сей день в джйотиш.
Если мы расположим планеты согласно этому принципу, учтя разделение на полусферы из рисунка 2, то получим следующую таблицу:
Дневная планета |
Знак солнечной полусферы |
Солнце |
Лев |
Юпитер |
Стрелец |
Венера |
Весы |
Ночная планета |
Знак лунной полусферы |
Луна |
Рак |
Марс |
Овен |
Сатурн |
Водолей |
Как видно, кроме Луны, все прекрасно совпадает с общепринятым распределением мулатрикон. Если планета дневная, то она имеет мулатрикону в своем знаке в солнечной полусфере, для ночной наоборот. Но для чего понадобилось давать Луне отдельный знак для мулатриконы, а Солнцу нет - загадка. Также необходимо отметить, что выделение мулатриконы как части знака, т.е. например у Луны - 0-3 Тельца это экзальтация, а 4-29 мулатрикона - это поздняя доработка, в самых раннихтекстах такой разбивки по градусам не было.
Если бы мы последовали распределению Явана-джатаки в соответствии с тем, что Венера сильна ночью, а Сатурн днем, то получили бы следующие знаки мулатрикон:
Дневная планета |
Знак солнечной полусферы |
Солнце |
Лев |
Юпитер |
Стрелец |
Сатурн |
Козерог |
Ночная планета |
Знак лунной полусферы |
Луна |
Рак |
Марс |
Овен |
Венера |
Телец |
То есть этот вариант не соответствует общепринятому варианту в джйотиш.
Таким образом встает два главных вопроса, попыткой дать ответ на них и послужила данная статья:
а) почему в Явана-джатаке одновременно с общепринятым списком мулатрикон присутствует также и распределение планет на дневные и ночные партии, которые противоречат всем остальным более поздним текстам джйотиш?
Поскольку Явана-джатака это один из первых текстов, могло ли быть так что составитель текста (или переписчик?) не понял суть концепции мулатрикон и это непонимание пошло передаваться из текста в текст? (к слову по градусам экзальтаций есть такие же подозрения на ошибку, даже более обоснованные).
Можно ли, в качестве контраргумента возразить, что это не в мулатриконах ошибка, а в распределении планет в Явана-джатаке по дневным и ночным? Считаю что нет, так как в текстах эллинистической астрологии расхождений на эту тему нет: Сатурн всегда силен днем, а Венера всегда ночью. При этом может показаться, что Сатурну как раз таки должно быть в силе ночью, поскольку он сам по себе символ темноты и упадка. Однако логика здесь заложена другая, она про баланс планет в каждой партии. Если не вдаваться в детали, то в партии одно светило, один бенефик и один малефик. Как можно увидеть, если следовать версии Вриддха-Явана-джатаки и более поздних такая логика нарушается.
б) мулатрикона в своем дословном переводе означает “основной, собственный тригон” или “основанный на тригонах” или “начальный тригон”. К текущей гипотезе тригоны отношения, увы, не имеют, но, что более важно, к общепринятому пониманию этого слова тригоны тоже никак не относятся. Это тем более удивительно, поскольку для любого термина в джйотиш можно найти перевод в санскрите или греческом (как в случае с “анафора”, “апоклима” например), который проливает суть на его значение. По какой-то непонятной причине с мулатриконами ситуация обстоит наоборот - перевод не проясняет значения. Одному из мест силы планеты дали название не, например, “лучшая часть”, “особое положение”, а “собственный тригон” - к чему бы это, учитывая что в современной трактовке мулатрикона - это самое сильное положение планеты наряду с учча (возвышением)?
Весьма вероятно, что в момент обмена информацией между двумя культурами, была неточность или недопонимание, такое же как в случае отличий градусов экзальтаций и аспектов существующих между двумя традициями.
Более того, концепция “собственного тригона” очень хорошо перекликается с концепцией западных триплицитетов (что в дословном переводе также означает “тригон”), как одного из достоинств планет (т.е. таких как нахождение в свакшетра, доме друга и тд.), но видимо была неверно понята.
Предполагаю, что в дальнейшем несоответствие между принадлежностью к дневной партии для Сатурна и к ночной для Венеры и знаками мулатрикон, приведенными в Явана-джатаке, было переосмыслено и это привело к обмену местами для них, то есть Венера стала считаться дневной планетой, а Сатурн ночной. И с этого момента эта вышеприведенная таблица о распределении планет по мулатриконам становится логичной (хотя и не отражающей суть термина):
Дневная планета |
Знак солнечной полусферы |
Солнце |
Лев |
Юпитер |
Стрелец |
Венера |
Весы |
Ночная планета |
Знак лунной полусферы |
Луна |
Рак |
Марс |
Овен |
Сатурн |
Водолей |
Что особенно интересно, так это то, что मूल можно попробовать перевести как “временный владелец (управитель)” त्रिकोण триконы, тогда этот смысл в точности соответствует смыслу понятия западного триплицитета! Когда для всех тригонов (огненный, земной и тд) есть дневной управитель, ночной и общий (дополнительный) в зависимости от рождения днем или ночью. Для примера: при рождении днем с Лагной Весы Сатурн получит дополнительные баллы силы по причине того, что для знаков воздушного тригона он является временным управителем по триплицитету (и будет им до наступления ночи). И таким образом, станет соперничать с Венерой за управление восходящим знаком Весов (поскольку он имеет экзальтацию в Весах и к этому добавится сила за управление триплицитетом).
В качестве заключения:
Текущее понятие мулатриконы возникло вследствие недопонимания и оно, вероятно, не несет в себе практического смысла. К этому же склоняет ситуация, что в современном джйотиш в практическом применении различий между понятиями “мулатрикона” и “свакшетра” практически не проводится (однако, концепция “временной дружбы” планет исходит из концепции мулатрикон и пока этот вопрос остается нерешенным). Чуть позднее под мулатрикону была переработана натхоннатхона-бала, чтобы схема выглядела логично. Изначально под мулатриконой должна была подразумеваться сила, которую получает планета за управление над тремя знаками сразу (тригоном) в зависимости от рождения днем или ночью.
Автор: Сахаджнатх (Павел Стреблянский)