ПечатьВерсия для печати

Караки, сигнификаторы в гороскопе

17.06.2021

Карака (санскр. kāraka, कारक) – это тот, кто что-то делает или создает либо становится инструментом для совершения действия. Слово происходит от корня कृ (kṛ) означающего «делать, совершать».

Когда о караке говорят в астрологическом смысле, то имеют в виду, что граха становится сигнификатором чего-либо, т. е. указывает на
а) некие явления, вещи, определенных людей в окружении натива;
б) вызывает действия и события, приносит результаты, изменяет ситуацию вокруг.

Если проще, то граха становится как бы «ответственной» в гороскопе за те или иные сферы жизни, даже если она не владеет отвечающими за эти сферы домами. Есть астрологические техники, которые позволяют делать предсказания и трактования гороскопа безотносительно лагны, т. е. по космограмме, исходя из взаимоположения карак и отношений между ними.

Караки бывают нескольких видов:

  1. Караки Парашары – наисаргика, नैसर्गिक – «естественные, натуральные». Их 9, по общему числу грах. Во Вселенной бесчисленное множество живых существ, вещей и явлений, все они могут быть отнесены к той или иной наисаргика-караке. В любом гороскопе эти караки одни и те же.

    караки в гороскопе

  2. Караки Джаймини – чара, चर – «переменные», в каждом отдельном гороскопе они будут отличаться. Их 7, по числу видимых грах, т. е. исключая Раху и Кету. Чара-караки указывают на людей в окружении натива, его статус, карьеру и т. д., т. е. по ним в целом можно описывать жизнь человека. Подробнее о чара-караках и о том, почему их именно 7, а не 8, рассмотрим ниже.

    караки в гороскопе

  3. И Джаймини и Парашара упоминают «постоянные, фиксированные» – стхира, स्थिर – караки. Их используют в основном для определения продолжительности жизни натива или его родственников. Риши Джаймини называет 4 таких караки, а Парашара – 8.

    караки в гороскопе

Караки, имея связь с вещами, явлениями, событиями, естественным образом могут соотносится с домами (бхавами) гороскопа. Но нужно помнить, что наисаргика-караки будут сопоставляться одним домам, чара-караки – другим, а стхира-караки – третьим. Для примера можно взять условный гороскоп, где Сатурн будет управлять 1-м и 2-м домами. Как естественная (наисаргика) карака болезней, смертей Сатурн будет связан с дустханами гороскопа – 6, 8, 12 домами, но в схеме чара-карак, будучи, скажем, матри-каракой, он будет связан с 4-м домом, и в этом плане его пагубность учитываться не будет.

*****

О том использовать 8 или 7 Чара (переменных) карак (указателей на определенных людей или сферы жизни в гороскопе) споры среди астрологов ведутся давно. В 90-х годах прошлого века, при полном отсутствии какой-либо астрологической литературы, стали появляться первые экземпляры Брихат Парашара Хора Шастры, где использовались и 7 и 8 карак. С тех пор астрологами чаще всего используется 8 чара-карак.

Далее мы попытаемся привести аргументы в пользу 7 чара-карак и вот почему:

Давайте сначала обратимся к Джаймини-сутрам (Пратхама Адхьяя Пратхама Пада), ведь принцип чара-карак - это именно астрология Джаймини и поэтому специально не будем обращаться к БПХШ.

Sutra 11 : आत्माधिकः कलादिभिर्नभोगः सप्तानामष्टानां वा ॥ ११॥
"Атма-карака определяется исходя из максимальных градусов-минут из семи или восьми (грах).

Sutra 12 : स इष्टे बन्ध-मोक्षयोः ॥ १२॥
"(AK) Дает желаемое (ишта), также как бандхану и мокшу".

Sutra 13-18 : तस्यानुसरणाद्-अमात्यः ॥ १३ ॥ तस्य भ्राता ॥ १४॥ तस्य माता ॥ १५ ॥ तस्य पुत्रः ॥१६ ॥ तस्य ज्ञातिः ॥१७ ॥ तस्य दाराश्च ॥१८ ॥
"Далее следуют Аматья, затем Бхрата, затем Мата, затем Путра, затем Джьяти, затем Дара".

Sutra 19 : मात्रा सह पुत्रमेके समामनन्ति || १९ ॥
“Матра-карака и Путра-карака принимаются едиными”.

Как видим в 11 сутре говорится, что используются как 7 так и 8 (или планет или карак), далее в 12-18 сутрах идет перечисление только 7 карак и в последней сутре написано, что Матри и Путра-карака могут быть одной и той же планетой. Вероятно, эти караки могут при некоторых условиях сигнифицироваться одной планетой. К сожалению, риши Джаймини не оставил нам никаких подсказок в каких случаях Матра и Путра-карака объединяются и какую караку для замены недостающей в этом случае использовать: наисаргика или стхира.

Важный момент: нигде не указано про 8 караку - Питри-караку. Как показало изучение этого вопроса, упоминание Питри-караки встречается лишь в единичных манускриптах Джаймини-сутр, при том, что “вживую” их до сих пор никто не видел, это информация записанная со слов некоторых астрологов. Доверять ли этой информации вопрос открытый. Абсолютное большинство авторитетных астрологов в Индии - таких как Б.С. Рао, Б.В. Раман, Иранганти Рангачарья, К.Н. Рао - никогда не использовало Питри-караку.

В сутрах также нет никаких указаний, что Раху может или не может быть Атмакаракой. Однако, оперируя астрологическими знаниями, хорошо известно, что Раху - это бандхана-карака или майя-карака. Таким образом, это входит в противоречие с 12й сутрой. И, кроме того, можно задаться вопросом: почему всегда говорится о Раху в роли Атмакараки, как делающего человека с высокими идеалами, но не о Кету - естественной мокша-караке? Таким образом, Раху не может быть Атмакаракой.

Кроме того, хочется привести еще пару аргументов в пользу 7 карак:

  1. Если ранее расчеты долгот планет был трудоемким процессом и скорее всего не очень точными, то в 21 веке всю работу делают компьютеры, которые могут просчитать долготы вплоть до долей секунд. Таким образом, уже никаких сложностей с определением карак нет, как и необходимости привлекать дополнительную караку в случае, если две или более планет имеют одинаковые градусы и даже секунды.
  2. Можно отметить, что схема с 7 чара-караками выглядит очень логично и гармонично, когда мы соотносим эти караки с домами в джатаке:
    а) Первый дом гороскопа соотносится с Атма-каракой, это “Я” человека, его душа, внутреннее ядро, тело и ум, его здоровье.
    б) Второй дом связан со статусом натива в обществе, его материальным благополучием, профессией и за это отвечает вторая карака - Аматья-карака, “министр”.
    в) Третий дом - это братья и сестры натива, также короткие поездки, хобби этому соответствует Бхатри-карака, “брат”.
    г) Четвертый дом связан с матерью, движимым и недвижимым имуществом и для этого в астрологии Джаймини есть Матри-карака, ”мать”.
    д) Пятый дом отвечает за интеллектуальные способности, образование, детей, пурва-пунью и соотносится с Путра-каракой, “дети”.
    е) Шестой дом джатаки - это соревнования, конкуренция и враги, победа\поражение от них, болезни, долги и родственники со стороны матери. С шестым домом соотносится Гнати-карака (Джьяти-карака), “родственники по материнской линии”.
    ж) Седьмой дом связан с партнерством в широком ключе, а в более узком с отношениями с женой\мужем, за это в астрологии Джаймини отвечает Дара-карака (Стри-карака), “жена”.

А что будет если пятой каракой станет Питри-карака? Теперь “отец” будет соотноситься с пятым домом, а “дети” по Путра-караке - с шестым домом. Карака врагов, соперников и неприятностей - с седьмым домом, а карака супруга - с восьмым домом. Не очень гармонично получается, не так ли?

Как же быть с оставшимися 8-12 домами гороскопа? К.Н. Рао разработал свой метод, которым пользуются на протяжении уже более 30 лет, приведем его ниже:

Атмакарака - 1 дом;
Аматьякарака - 2, 10 дом, 11 дом;
Бхатрикарака - 3 + стхира карака Марс для братьев\сестер, 9 дом + стхира карака Солнце для отца;
Матрикарака - 4 дом;
Путракарака - 5 дом;
Гнатикарака - 6, 8, 12 дом;
Даракарака - 7 дом.



Автор:  Сахаджнатх (Павел Стреблянский)



Возврат к списку