ПечатьВерсия для печати

Кашмирский шиваизм и его основные понятия

21.05.2020

Кашмирский шиваизм (КШ) – это одна из духовных традиций Индии, которая сформировалась из недвойственного тантрического учения. Это не имеющее начала учение периодически терялось или искажалось, и тогда Господь Шива через одного из живущих на земле мудрецов снова передавал его людям. В начале 9 века нашей эры такое откровение получил мудрец Васугупта, живший близ города Шрингар. Он записал основные положения учения в форме «Шива-сутр» и комментария к ним под названием «Спанда-карика».

Как традиция это учение существовало в первую очередь на территории Кашмирской долины. Оно никогда не было очень распространённым, потому что воззрение абсолютной недвойственности сложно понять людям эпохи Кали-юги. С другой стороны, на уровне философии кашмирский шиваизм приобрёл популярность. Во многих книгах на хинди, где речь идёт о тантрических практиках, часто можно встретить мнение таких Гуру, как: Абхинавагупта, Сомананда, Кшемараджа и других. Западному миру с его развитой ментальностью, КШ тоже пришёлся по душе благодаря рациональному подходу к описанию Высшей Реальности.

кашмирский_шиваизм

В основе учения кашмирского шиваизма лежит представление о том, что источником мироздания является Высшее Божество (Парамешвара), которое также есть абсолютное Сознание (Парасамвит). Эта Высшая Реальность, которую человек воспринимает как «Я есть», представляет собой единство двух вечных принципов – Шивы и Шакти. В КШ эти принципы описываются как Пракаша и Вимарша, где Пракаша – это спокойное и ясное свечение Сознания, а Вимарша – его динамический аспект, в котором потенциально присутствует побуждение к познанию Себя. В отличие от адвайта-веданты Шанкары, в которой мир рассматривается как иллюзия, КШ считает феноменальный мир внешним выражением сознания Шивы, а дуальность существует лишь в нашем восприятии этого мира.

КШ также известен своей сложной концепцией эволюции мироздания, которая берёт своё начало от Шивы и Шакти, творческий союз которых порождает ещё 34 таттвы, или формы бытия. Вся Вселенная, согласно КШ, – это постепенное «самораскрытие» Абсолюта, который, порождая из себя весь мир, одновременно с этим накладывает на себя ограничения. Из Шивы и Шакти появляются сначала «чистые» таттвы, такие как: Садашива, Ишвара и Шуддха-видья. Затем в действие вступает омрачающая сила Майи с её пятью принципами (канчуками), с которых начинается творение «нечистых» таттв. Каждая из канчук представляет собой ограничение божественного совершенства и его подмену ограниченным действием, ограниченным знанием, стремлением к осуществлению отдельных желаний, временем, пространством, причинностью и формой. Единство опыта расщепляется при этом на «я» и «не-я». После проявления последней, 36-й таттвы (первостихия Земли), формируется космос, заселяемый различными существами.

Творение мира также описывается как постепенное разворачивание Шакти в форме Богини Речи (Вач, или Вак). На самом глубинном уровне (Паравак) Речь тождественна Шиве и взаимодействие этих двух начал (света и звука) создаёт ту основу, из которой манифестируется весь сотворённый мир. На уровне алфавита первая буква – «а» символизирует Шиву, последняя – «ха» обозначает собой Шакти. При добавлении к ним анусвары (графическая точка, или бинду) мы получаем слово «ахам», то есть «я». Это основа сознания, присутствующая в каждом познающем субъекте. Матрика в форме 50 букв санскритского алфавита, на которые распадается Богиня Речи, глубоко сакральна, она располагается в чакрах тонкого тела, а вся Речь – это проявление союза Шивы и Шакти в форме звуковой вибрации. Индивидуальное сознание может посредством мантры постичь эту неуловимую Шакти, которая является душой всех мантр.

Формирование учения КШ происходило в несколько этапов, которые соотносятся с двумя направлениями – спандой и пратьябхиджней. Понятие «спанда» было введено Васугуптой и обозначает вибрацию (пульсацию) сознания во всех субъектах и объектах восприятия благодаря внутреннему динамическому принципу взаимодействия двух образов Единого – Пракаши (света Сознания) и Вимарши (Силы самосознания, отражения) – или Шивы и Шакти.

кашмирский шиваизм

Школа пратьябхиджня сформировалась к началу 10 века и связывается в первую очередь с именем Утпаладевы, которому принадлежит текст «Ишвара-пратьябхиджня-карики». Сам термин «пратьябхиджня» обозначает распознавание, то есть Шива должен быть «узнан» как внутренняя сущность в сердце человека. Подобное распознавание происходит не посредством постепенного размышления, но вполне непосредственно, во внезапном «проблеске» (пратибхе) мистического озарения. Садхака должен вдруг «узнать», увидеть самого себя тождественным Высшему Господу.

В конце хотелось бы коротко остановиться на методах (упаях), которые базируются на философии этой школы и подробно описаны в произведении Кшемараджи «Шива-сутра-вимаршани». Высший метод, который называется шамбхавопая, основан на постижении всего мира как проявления сознания Шивы. Такое постижение происходит по воле Гуру и не может быть описано словами, из-за чего в своей высшей форме он носит название анупая («не-метод»). Шактопая основывается на постижении Шакти как внутренней сущности всех мантр и мудр. Название метода анавопая происходит от слова «ану», которое обозначает индивидуальное сознание, он связан с дхьяной (созерцанием), цель которой – перенаправить сознание с внешних объектов на внутренние, чтобы познать себя как Атман.

Как и в шиваизме в целом, в КШ велика роль Гуру, без участия которого почти невозможно нисхождение божественной милости (шактипата) на ученика, а значит, и освобождение.


Автор:  Хридаянатх (Худик Надежда)



Возврат к списку