ПечатьВерсия для печати

Легенда о Трипурантаке, или «Разрушителе Трех Городов»

25.04.2021

Трипура сайт 1 СЖ.jpg

В «Шива-пуране» содержится легенда, рассказывающая о величии Шивы, – история о Трипурантаке (त्रिपुरान्तक, tripurāntaka), или «Разрушителе Трех Городов».

У могущественного асура Тараки было три потомка: Таракакша, Камалакша и Видьюнмали. Они совершили суровый тапас, поклоняясь Брахме, и когда Брахма явился пред ними, попросили у него благословение обрести три вечные, неуязвимые крепости. Брахма ответил, что в материальном мире нет ничего вечного, тогда братья пожелали, чтобы крепости можно было разрушить лишь одной стрелой, выпущенной из лука Шивы. Брахма даровал это благословение, и огромные укрепленные города (Трипура) были возведены зодчим богов Майясурой.

Города были сделаны из железа, серебра и золота. Железный город располагался на земле, а серебряный и золотой парили в небесах. При этом они не стояли на месте, а перемещались в пространстве, выстраиваясь в одну линию лишь на секунду раз в тысячу лет. Братья были уверены в своей безопасности, ведь разрушить Трипуру одним выстрелом казалось невозможным. Города славились своей роскошью. Многие асуры поселились в них и беззаботно наслаждались жизнью.

Вскоре асуры сильно возгордились и начали преследовать благочестивых риши и девов. Майясура тем временем усердно поклонялся Шиве. Когда дело дошло до войны между девами и асурами, обеспокоенные девы во главе с Индрой отправились за помощью к Брахме, который, в свою очередь, отослал их к Шиве.

Трипура сайт 2 СЖ.jpg

Шива согласился помочь богам. Для этой цели он проявил огромную колесницу. Колесничим стал Брахма, колесами колесницы – Солнце и Луна. Луком послужила гора Меру, тетивой – змей Васуки. Вишну принял облик стрелы, наконечником которой стал Агни, а оперением — Ваю. Колесница была настолько огромной, что вместила в себя всех девов.

Наступил благоприятный момент, все три города встали в одну линию. Шива натянул лук, но не выпустил стрелу, а просто улыбнулся. От его улыбки все три города в одно мгновение были испепелены. Говорится, что таким образом Шива преподал урок всем находившимся в колеснице девам, которые возгордились, думая, что предстоящее разрушение Трипуры от стрелы Шивы было их заслугой. Дабы не нарушить благословение Брахмы, Шива все же выпустил стрелу на уже испепеленные города. Незадолго до разрушения Трипуры, Нанди спас зодчего Майясуру, предупредив его о предстоящей развязке. После разрушения городов Шива исполнил на обломках особый танец, названный трипура-наша-нартана.

Главная идея истории заключается в том, что Господь Шива не обусловлен даже богами, ему не требуется их помощь, и его власть настолько велика, что он может создавать и разрушать что угодно «даже не двигая глазами».

Стелла Крамриш в своей книге «Присутствие Шивы» отмечает также, что три города символизируют гордость, гнев и заблуждение индивида, которые могут быть уничтожены по воле Шивы, а создание огромной колесницы – символ поклонения Шиве других богов.

Автор статьи — Петр Горяшко. 



Возврат к списку