Проект Омкара - информационный ресурс, созданный людьми, чья жизнь неразрывно связана с традиционными практиками.
Любое использование материалов этого сайта возможно при условии обязательной ссылки на него.
В Чидамбараме, помимо храмового комплекса Шивы Натараджа, который стал основой для создания самого города, есть множество небольших храмов с интересными историями и легендами. Во всей Южной Индии помимо «общих» для индуизма Деват (Божеств) жители почитают и множество локальных – их называют грама-девата (от grāma - населенное людьми место).
Чидамбарам был построен на болотистой местности, когда-то здесь были мангровые заросли, тиллаи, давшие первое название храму – Тиллаи Натараджа. И хотя само святилище Шивы очень древнее, современный храмовый комплекс относят к 10 веку – времени правления династии Чхола. Правители Чхола почитали Шиву Натараджа как Божество своей династии, Чидамбарам был столицей их империи. Чхола не просто создавали величественный храм – была продумана и дренажная система, которая позволяла избегать затопления храма во время сильных дождей. Непосредственно от храма воду отводил дренажный канал Тирупаркадал длиною в 2 км, по которому излишки воды попадали в Шиваприя Кулам – водоем возле храма Тиллаи Кали.
Как бы то ни было, затопления в Чидамбараме случались и продолжают случаться – в декабре 2020 года в храме стояла достаточно высокая вода.
Именно с защитой от наводнений связано одно из грама-божеств Чидамбарама – Веллантанги Амман («Амман» на тамильском означает Богиня-мать). Храм Веллантанги Амман расположен южнее храмового комплекса Шивы Натараджа, он совсем небольшой (как и другие храмы локальных Деват), а легенда, связанная с ним, насчитывает около 300 лет. Однажды южная часть города была затоплена и люди обратили свои мольбы к Шиве Натараджу и Шиваками (проявлению Парвати как супруги Шивы Натараджа). Они заметили свет со стороны южной гопуры храмового комплекса, и в этом свете увидели плывущую в паводке девушку, а за ней - плывущего слона.
Жители были удивлены, увидев, как слон обхватил девушку хоботом и высадил на незатопленном участке земли. Когда они подошли к этому месту, то обнаружили вместо спасенной девушки мурти, и в этот момент дожди прекратились, а вода стала отступать. Приняв такую милость, жители Чидамбарама стали почитать эту форму божественного проявления, Веллантанги, а также считать ее защитницей южного направления Чидамбарама. Позднее построили и маленький храм, мурти богини Веллантанги в нем – часть хобота слона, удерживающая девушку. Справа от мурти расположен маленький Шива-лингам, слева – Састха (южноиндийское Божество, Владыка).
В трех других направлениях Чидамбарам, как считается, оберегают храмы Тиллаи Кали (на юге), Эллаи Амман (на западе) и Кизатхеру Мариаммам (на востоке).Автор: Амитанатх (Олеся Гринкевич)