ПечатьВерсия для печати

Лес и деревня - союз полноты и пустоты

03.02.2021 В брахманистской (ведической) Индии деревня и лес – это не просто два ландшафта с разными обитателями и укладом жизни. Если вникнуть в символизм древних Брахман, которые описывали детали проведения ведических ритуалов, то окажется, что деревня и лес могут восприниматься как образы полноты и пустоты.

лес и деревня, союз полноты и пустоты

Слово «грама» (ग्राम), которое обычно переводят как «деревня», обозначает скорее концентрацию людей и сеть институций, чем какую-то фиксированную территорию. Исходное значение этого слова – «войско», а родственное ему «санграма» (सङ्ग्राम), которое буквально переводится как «скопление людей», восходит к словам «боевая армия» и «битва».

«Лесу» соответствуют два санскритских слова: «вана» (वन) и «аранья» (अरण्या). Вана – это «территория, покрытая лесом», тогда как аранья имеет более широкое значение, которое можно трактовать как «нечто иное, чем деревня». Оно подразумевает любые природные ландшафты, например горы или долины. Можно сказать, что это пустое промежуточное пространство между деревнями.

Грама держится на дхарме, которая представляет собой путь праведности и гармонии. Их обеспечивают подношения Богам, обряды и ритуалы, а необходимым условием для их проведения является благосостояние. За него отвечают домохозяева-грихастхи, живущие и действующие в рамках деревенского социума.

Лес – это совершенно иной мир, в котором находят убежище как отшельники, желающие обрести Абсолютное, так и бандиты с разбойниками, которые подверглись бы наказанию согласно деревенским законам. Можно сказать, что мир араньи одновременно ниже и выше дхармической нормы.

Отшельники, живущие в лесу, сосредоточены на Атмане (आत्मन्), который связан с дыханием как одним из значений данного слова. Соответственно, их практики в первую очередь направлены на дыхание, ритуалы же выполняются всё меньше и меньше. На санскрите есть ещё одно слово для «дыхания» – это ваю (वायु), ветер. Персонификация ветра, Бог Ваю – это лесное Божество, защитник лесных зверей, лесной эквивалент Агни.

Между деревней и лесом нет чёткой границы, лес располагается на горизонте деревни и определенным образом включается в деревенский мир. Например, в Брахманах существует список лесных и деревенских животных и человек, как ни странно, присутствует в обоих списках. Это может указывать на его двойственную природу, которая толкает человека одновременно к обществу и к одиночеству, в деревню и в лес, к полному и к пустому.

Индуизм времён Вед предписывал грихастхе, который «увидел сыновей своих сыновей», уйти в лес и посвятить себя духовной практике. Там проходили две заключительные стадии человеческой жизни – ванапрастха (отшельничество) и саньяса (строгое отшельничество). Благодаря такому распределению времени человеческой жизни отрешение представляло собой перспективу для любого человека, желающего постичь Атман.

(По материалам книги Шарля Маламуда «Испечь мир»)

Автор:  Хридаянатх (Худик Надежда)



Возврат к списку