ПечатьВерсия для печати

Лики и атрибуты Шивы. Иконография индуизма (продолжение)

02.02.2021

лики2.jpg

«Натьяшастра» описывает основной теоретический базис «Бхавы» и «Расы», позволяющий структурировать эмоциональное состояние, вызываемое произведением искусства. Это базовый текст индийской традиционной эстетики, но относящийся, все же, в первую очередь к драматическому искусству. Несколько позднее появляется ряд шастр, дающих точные указания относительно иконографии для шильпинов (ремесленников/художников) в других областях искусства, в частности скульпторов и живописцев. Наиболее авторитетным из таких текстов является «Вишну-дхармоттара».

Вишну-дхармоттара-пурана — одна из 18-ти пуран; включена в список упапуран, часто рассматривается как дополнение или приложение к Вишну-пуране. В неё включены разделы, посвящённые: астрономии, астрологии, ритуалам умиротворения планет, делению времени, генеалогии, политике и праву, военному делу, медицине и ветеринарии, грамматике, лексике, фонетике, музыке, драматургии и многому другому. 

Текст представляет собой диалог между царем Ваджрой и мудрецом Маркандеей. Маркандея излагает царю принципы создания художественных произведений, упоминая их связь с драматическим искусством. Мудрец объясняет, что без знания музыки невозможно понять натью, а без знания натьи трудно понять технику рисования: «Тот, кто не знает должным образом правил читры (рисования), едва ли может различить суть изображений (шилпа)».

Сохранившийся до наших дней текст делится на три части — кханды.

Третья часть почти полностью посвящена вопросам эстетики и состоит из 118 глав (adhyayas).

  • Глава 1 посвящена правилам создания изображений и также описывает взаимосвязи различных искусств.
  • Главы 2-17 — грамматика, лексикография, метрика, риторика.
  • Главы 18-19 — вокал и инструментальная музыка.
  • Главы 20-34 — танец и драматургия.
  • Главы 35-43 — методы и направления живописи. При этом описывается не столько религиозно-ритуальный аспект, а скорее светская живопись. 
  • Главы 44-85 — иконография (pratimalakshana).
  • Главы 94-108 — авахана, установка божеств и изображений.
  • Главы 109—118 — обряды и ритуалы.
лики насик.jpg

В качестве примера описания иконографии рассмотрим главу Вишну-дхармоттара-пураны с описанием символики изображения Шивы.

Часть III, глава 48, шлоки 1-20.

Маркандея сказал: О, Сильнорукий! Садьоджата, Вамадева, Агхора, Татпуруша да будут известны (как четыре лика Шивы), пятый лик – Ишана. Говорится, что земля – это Садьоджата, вода – Вамадева, огонь – это Агхора и воздух – Татпуруша. Ишана, пятый лик, обращенный вверх, – это пространство (акаша). Сейчас я дам разъяснение пяти ликов Шивы, одного за другим. 

Восточный лик известен как Махадева, величественный Шамбху. Его три глаза – это солнце, луна и огонь. Южный лик – устрашающий, и называется Бхайрава. Западный лик называется Нандивактра. Северный лик Бога называется Умавактра и очищающий пятый лик известен под именем Садашива.

У всех ликов три глаза, исключая Вамадева, у которого только два глаза. Лик Махадева – это земля, лик Бхайравы должен быть известен как «жар». Затем, Нандивактра – это ветер, а лик, принадлежащий Рудре, называется «вода». О, радующий Яду, лик Садашивы следует знать как «небо».

лики3.jpg

Десять направлений – это Его руки. По две из них относятся к каждому лику. В руках Махадева – акшамала (четки) и камандалу (сосуд для воды). (Из предыдущей главы: «Движимые и неподвижные миры возникли из вод и Брахма является держателем этих первичных вод – это символизирует камандалу в его руке. Кала (время) обозначается четками в руке Брахмы, поскольку Кала (время, смерть) захватывает (калана) всех существ»). О, Сильнорукий, лук и стрелы должны быть в руках Садашивы. Лук, принадлежащий Махешваре, зовется Пинака.

О, уничтожитель врагов, их значение было объяснено прежде. (Из предыдущей главы: «Огненные лук и стрела в руках Прадьюмна. С ними Йоги поражает высшую цель, а именно – объект созерцания»). Посох и цитрон в руках, относящихся к Бхайраве. Значение посоха было объяснено ранее. (Из предыдущей главы: «В руках Васудевы – колесо и палица. Известные как плуг Времени и пест Смерти, с ними гневный Рудра Самкаршапа вспахивает всю вселенную, движимую и недвижимую»). Цитрон символизирует следующее. О, Царь, в руке Бхайравы драгоценность семян, о которой говорится, что она содержит все атомы и все семена вселенной.

О, радующий Яду, щит и трезубец известны как относящиеся к лику Нанди. Природу и значение щита были рассказаны тебе ранее. (Из предыдущей главы: «О, Сильнорукий! Щит в руках Анируддхи да будет известен как покров аджняны (отсутствия совершенного знания), необходимый для творения мира».)

Зеркало и лотос  должны быть известны как относящиеся к лику Деви (Умавактра). Чистое знание – это зеркало и аскетизм – это лотос. Что касается Махадевы, его спутанные дреды являются атрибутом  Брахмы (символ смеси благочестивого и нечистого, как и пятнистая шкура антилопы – атрибут Брахмы). Месяц на лбу Шивы следует понимать как знак всемогущества (айшварья). Гнев, несущий смерть трем мирам, известен как Васуки. Пятнистая развевающаяся шкура тигра – это жажда рождения. Бык – Божественная Дхарма на четырех ногах (опорах). 

То, что создает вселенную, прославляется как Пракрити. Пракрити полностью белая, следовательно и цвет Махешвары – белый.

Так была объяснена форма, в которой Бесформенный покрывает всю вселенную. Величайший поддерживатель вселенной через эту форму поддерживает существующий мир.

Автор – Петр Горяшко.

Предыдущая статья на тему иконографии: "Индийское искусство. Расы и бхавы"



Возврат к списку