ПечатьВерсия для печати

Накшатры - взгляд в Веды

08.05.2020
Если посмотреть в ранние индийские тексты, такие как Веды и Брахманы, то мы увидим несколько интересных моментов:

накшатра - взгляд в веды
  • В самых древних стихах «Ригведы» встречаются упоминания только о некоторых накшатрах, а полный список появляется сначала в «Яджурведе» («Таиттирия Брахмана»), далее в «Атхарваведе». Количество накшатр при этом указывается как 27, так и 28 (включая Абхиджит). В первом трактате о джйотише – «Веданга Джйотише» – который существует в двух вариантах, как часть «Ригведы» и «Кришна Яджурведы», перечислено 27 божеств лунных стоянок. Видимо, системы из 27 и 28 накшатр существовали параллельно, и такая ситуация сохраняется по сей день.

  • Предположительно, изначально накшатры были неодинаковы по протяженности, то есть не по 13°20', а разной длины, от 4° до 20°, что есть более естественное и соответствующее расположению звезд на небе деление. Однако, с точки зрения практической астрологии, это скорее осложняющий работу момент.

  • Названия некоторых лунных стоянок не совпадают с теми, что общеприняты сегодня: Тишья вместо Пушья, Радха вместо Вишакха (кстати, название следующей за ней накшатры, Анурадхи, буквально означает «следующая за Радхой»), Проштхапады вместо Пурва и Уттара Бхадрапады, Ашваюджа вместо Ашвини и др. В «Яджурведе» указано две Рохини, вторая – это Джйештха.

  • В древних текстах приведены только Божества, управляющие накшатрами, накшатры - взгляд в веды например, для Криттики – Агни, для Мригаширши – Праджапати, но совсем не грахи (планеты), как принято сейчас: Криттика – Солнце, Мригаширша – Луна и т. д. Эти соответствия грах накшатрам были взяты из самой популярной системы планетных периодов (даш) – Вимшоттари-даши – но многие забывают о других системах, например, о Йогини-даше, в которой лунные стоянки управляются йогинями, соотносимыми в свою очередь с грахами. В данной системе Пурвапхалгуни будет уже не под управлением Венеры, как в Вимшоттари, а под управлением Сатурна)).
Однако, хочется отметить, что сделанные выводы не отменяют того, что применяемый метод распределения управителей накшатр по типу Вимшоттари работает.
  • Мы не встречаем упоминания о Зодиаке из 12 знаков, который появляется намного позже ведического времени, но в «Ригведе» говорится о небесном колесе с 12 спицами, где обитают 720 сыновей Агни, что можно связать с делением эклиптики на 12 частей и на 720 дней и ночей (что вместе составляют полный круг в 360°). Еще одним свидетельством в пользу того, что Зодиак был известен издревле, является наличие всем известных 12 лунных месяцев, получивших свое название по определенной накшатре, в которой происходит полнолуние (или новолуние – у сторонников каждого подхода свои аргументы): Чаитра, Вайшакха и т. д.


  • Как мы уже писали в предыдущем астрологическом посте, накшатры – это отрезки на видимом пути Солнца, Луны и планет (т. е. эклиптики). Но и здесь не всё однозначно: существует мнение, что ряд накшатр совсем отдален от пути светил и грах, например, Абхиджит отождествляют с созвездием Лиры и его главной звездой Вегой, похожая ситуация с накшатрами Шравана и Свати. Связано это с тем, что на некоторых участках эклиптики нет ярких звезд, и древние наблюдатели неба (кстати, их называли накшатра-драшта) выбрали на тех участках самые яркие, пусть и отдаленные, звезды.

  • Многие накшатры, на самом деле, не относятся к зодиакальным созвездиям и через них не проходит эклиптика: например, Пурва и Уттара Бхадрапада относятся к современному созвездию Пегаса, Хаста – к созвездию Ворона, Мригаширша – к созвездию Ориона.

  • Как вы думаете, почему в той же «Таиттирия Брахмане» накшатры от Криттики до Вишакхи названы дэва-накшатрами (относящихся к северному пути Сурьи, уттараяне), а от Бхарани до Анурадхи – Яма-накшатрами (относящихся к южному пути Сурьи, дакшинаяне)? И почему Криттика, например, в «Шатапатха Брахмане» всегда именовалась первой из накшатр, которая «никогда не покидает восток»? Дело в том, что во время записывания этой Брахманы точка весеннего равноденствия приходилась на данную лунную стоянку, а день равноденствия (Вишуват) был очень значим для религиозных ритуалов. Позднее, примерно в 500 г. до н. э – 300 г. н. э. (предполагаемое время создания классических текстов джйотиша) он приходился на Ашвини, которая и сейчас традиционно называется первой накшатрой и начинается со знака Меши♈️. Однако, сегодня точка равноденствия приходится уже на накшатру Уттара Бхадрапада.

Автор:  Сахаджнатх (Павел Стреблянский)



Возврат к списку