ПечатьВерсия для печати

Нанданар - "тот, кто придет завтра". Легенды Южной Индии

21.12.2021

Нанданар был рожден среди Параяров на территории современного Тамил Наду, считается что он жил примерно в 7-8 веках н.э.

НанданарМожно встретить такое описание, что параяры это низшая каста в Южной Индии, наподобие неприкасаемых на северных территориях. В то же время ряд исследователей считает, что Параяры образовались из местных лесных племен в процессе их интеграции в общество тех, кто продвигался с экспансией с севера. Параярам не разрешалось входить в индуистские храмы: вероятно их не относили к полноправным членам общества, но возможно, что верования и ритуалы самих племен были самобытны и не особо интегрировались в чужеземные. Параяры вытеснялись за пределы деревень, оттого жили собственными поселениями. По одной из версий название «Параяр» сформировалось из-за ассоциации с барабанами параи (в свою очередь «параи» на тамильском означает «говорить») – параяры сопровождали игрой на барабанах различные события общественной жизни.

История жизни Нанданара рассказывается в Перия (главной) Пуране, называемой также Тируттонтарпурана ("Tiru-Thondar-Puranam", Пурана святых Подвижников) – в ней описываются жизни 63 Наянаров, канонических тамильских поэтов шиваизма. В этом тексте говорится, что Нанданар обрабатывал кожу коров для изготовления храмовых барабанов, но при этом в индуистские храмы заходить ему было нельзя. Сердце же Нанданара было наполнено преданностью Шиве. Он всегда почитал Шиву, оставаясь снаружи храма – воспевал Его, исполнял танец.

Одно из событий, ставшее легендой, произошло в храме Шивалоканатхар. Нанданар очень хотел получить здесь даршан Шивы, хотя бы глазком увидеть лингам в гарбха грихе (самом священном месте) этого храма, но в храм заходить было нельзя, а очень большое мурти Нанди перед входом полностью заслоняло собой внутреннее пространство. Откликнувшись на сильное стремление в душе Нанданара, Шива попросил Нанди подвинуться в сторону, чтобы лингам можно было увидеть даже стоящему снаружи. С того дня Нанди у входа в храм так и остался - отступившим в сторону (и даже дваджастабхам находится чуть сбоку). А Нанданар в устах людей стал тем, ради кого по просьбе самого Шивы посторонился Нанди.

Нанди, отодвинувшийся в сторону

Вторая легенда связана с главным желанием Нанданара – попасть в Чидамбарам на даршан Шивы Натараджа. Понимая, что входа в храм ему нет, но очень желая увидеть космический танец Шивы, он долгое время каждый день повторял, что пойдет в Чидамбарам завтра. Он даже стал известен с именем «Tiru-Nalai-povar» - «тот, кто пойдет завтра». Наконец однажды он пришел к Чидамбараму, но не ступил в него ни шага, не зная, как быть дальше. Много раз обойдя храмовый комплекс, он так и уснул, у границ святыни. Во сне же к нему явился Шива и велел пройти через священный огонь, что будет разожжен брахманами на входе в храм. Волю свою – что назавтра должен быть разведен очищающий огонь – Шива выразил и брахманам.

Thillai-Nataraja

На следующий день, повторяя имя Шивы, Нанданар вошел в огонь у стен Чидамбарама. Он вышел из огня перерожденным, покрытым священным пеплом, со священным шнуром на теле и со спутанными, как у Шивы, волосами. Вслед за брахманами он прошел к гарбха грихе храма, где, как гласит легенда, растворился в мурти Натараджа, став с Шивой единым.

Tirupunkur Nandanar shrine

Другие южноиндийские легенды на нашем сайте:

https://www.om-center.ru/articles/legenda-o-vellantangi-amman-khramy-yuzhnoy-indii/

https://www.om-center.ru/articles/legenda-o-sklonivshemsya-lingame-arunadzhadeshvar-khramy-yuzhnoy-i...

https://www.om-center.ru/articles/legenda-o-predannosti-bogine-abkhirami-khramy-yuzhnoy-indii/

https://www.om-center.ru/articles/legenda-o-polla-pillayare-i-nambiandare-nambi/


Автор:  Амитанатх (Олеся Гринкевич)



Возврат к списку