Проект Омкара - информационный ресурс, созданный людьми, чья жизнь неразрывно связана с традиционными практиками.
Любое использование материалов этого сайта возможно при условии обязательной ссылки на него.
Обычно под кумбхакой в йоге подразумевается задержка дыхания. Слово «кумбхака» происходит от «кумбха» (कुम्भ) – кувшин, который йогины соотносят с телом: кувшин может быть наполнен (праной на вдохе) или же опустошен (на выдохе); тело-кувшин "обжигается" в огне усердной духовной практики, и тогда этот сосуд готов к принятию амриты – божественного нектара бессмертия. Также кувшин – это символ Вселенной, символ единства макро- и микрокосма.
В йоге практикуют задержку на вдохе и на выдохе.
Внутренняя задержка дыхания, или антар-кумбхака – это задержка дыхания после вдоха, когда воздух и прана остаются "внутри" тела. Антар-кумбхака связана с наполнением тела энергией, она увеличивает количество праны и в какой-то момент, когда энергии окажется достаточно много, она начнет трансформироваться.
Обычно, для целей трансформации праны, с антар-кумбхакой сочетают мула- и джаландхара-бандхи, чтобы перенаправить прану и апану навстречу друг другу.
Антар-кумбхака используется во многих пранаямах и мудрах, представляя собой базовый навык задержки дыхания.
Внешняя задержка дыхания, или бахир-кумбхака – это задержка дыхания после выдоха, когда воздух и прана остаются "снаружи". Бахир-кумбхака связана с опустошением, с принципом пустотности и, следовательно, с растворением праны и ума.
Такая кумбхака подготавливает практикующего к медитации, делая ум спокойным, а сознание более пустотным и восприимчивым. Бахир-кумбхака часто применяется в сочетании с тремя бандхами: мула-, джаландхара- и уддияна-бандхой. Наряду с антар-кумбхакой используется в пранаямах и мудрах.
Наиболее значимой в йоге является кевала-кумбхака, (спонтанная задержка), когда необходимость во вдохах и выдохах отпадает, происходит «растворение чувства обусловленной личности», развязываются узлы и наступает раскрепощение. Дыхание останавливается автоматически, без усилий, и цель йоги достигается.
Автор статьи – Хамсанатх.