Её выполнение бывает сопряжено с дискомфортными ощущениями, возникающими в спине, плечах, шее, ногах от статичного положения тела.
Оттого попутно возникает желание пропустить эту часть йоги, непонимание, для чего она вообще нужна.
В основе любого действия лежит наше отношение к нему.
Поэтому можно начать с того, что поменять свой подход (даже пока в сопровождении прежних состояний в теле) и взять за опору для пранаямы позвоночник и ровное положение тела в пространстве. В первую очередь решить для себя действовать так, а затем, придерживаясь принятого решения, постараться устойчиво перенести его в выполняемые физические действия.
Итак, мы совершаем плавно вдох и одновременно с ним распределяем натяжение по мышцам позвоночника. Следуем вниманием вдоль него и поддерживаем его прямым. А со спокойным выдохом расслабляем периферию, продолжая отпускать напряжение из мышц лица, плеч, лопаток.
Придерживаясь такого принципа при практике плавно выполняемых видов пранаям – анулома-вилома, нади-шоддхана, уджджайи, мы сохраняем одно из главных условий при дыхательных техниках – поддерживаем спину ровной. Необходимым этот критерий становится в том числе из-за расположенных вдоль позвоночника основных энергетических каналов (нади) в тонком теле человека. По этим нади циркулирует прана (жизненная сила), а при выполнении пранаямы ее течение усиливается. При неровном положении тела «искривляются» и тонкие каналы, что затрудняет или препятствует равномерному течению праны по ним. Кроме того, в нашем теле могут находиться блоки, зажимы, и не всегда они физиологического характера, бывают и психофизического, т.е. в тонком теле, в энергоструктуре. Прана, пришедшая в активное движение, может начать «двигать» такие тонкоэнергетические блоки, что может приводить к некоторым дискомфортным состояниям в теле. Сутулясь, мы дополнительно препятствуем свободному движению энергии, что может усиливать имеющийся дискомфорт.
При таком подходе, когда наше внимание присутствует и в совершаемых действиях, и в их результатах (в возникающих ощущениях), само дыхание начинает помогать регулировать состояния в теле, и нашей задачей является продолжать поддерживать эту сонастройку посредством внимательного наблюдения за процессами.
Что касается практики ритмичных видов пранаям – капалабхати, бхастрика – то здесь может оказаться несколько сложным отслеживать и вытянутый центр, и расслабленность периферийной части одновременно с динамичным ритмом дыхания. Поэтому желательно также, с внимательностью к процессу, не стараться на выдохе выталкивать воздух, напрягаясь всем телом, а, придерживаясь ритма, втягивать мышцы живота и затем плавно отпускать. И возвращаться к поддержанию прямого позвоночника и расслабленной периферии между подходами.