ПечатьВерсия для печати

Индийское искусство. Расы и бхавы

02.02.2021

Бхавы.jpg

Основополагающим текстом индийской эстетической теории, на котором базируются дальнейшие теоретические построения и практические художественные руководства, является «Натьяша́стра» (санскр. नाट्य शास्त्र, nātyaśāstra, «Трактат о натье») – один из крупнейших и древнейших трудов по театральному искусству и теории драмы и музыки. Датируется учёными от V века до н. э. до VII–VIII века н. э. 

Книга начинается с того, что к «мастеру театра» Бхарате Муни приходят гости и спрашивают его об учении «натьяведа». Тот отвечает, что натьяведа была ниспослана Брахмой. Младшие боги попросили Брахму дать людям понятное откровение для всех варн. Создав натьяведу, Брахма передал ее Бхарате. Натьяведа существует исключительно в форме театрального представления и именно в форме драмы она была явлена мудрецу – представление давали апсары, созданные Брахмой для данной цели Опираясь на это откровение, Бхарата Муни создает трактат «Натьяшастра», описывающий правила устройства театрального представления и закладывающий основы эстетической теории.

Несмотря на то, что основной темой трактата является драматическое искусство, в нем подробнейшим образом рассматривается и систематизируется вопрос передачи эмоциональных состояний, актуальный для любого вида изобразительного искусства. Архитекторы, скульпторы, художники Индии опирались на систему, изложенную в «Натьяшастре». 

Основу ее эстетической системы составляют понятия бхава и раса. Говоря обобщенно, бхава (состояние) – это различные эмоциональные состояния и их отдельные физиологические проявления, а раса (вкус) – квинтэссенция комплекса таких состояний и проявлений, передаваемая от актера к зрителю. Их имеет смысл рассмотреть подробнее, чтобы составить представление о универсальном «эстетическом коде», который проявляется во всех сферах индийского искусства.

dc57ac6d885b6c4953db8f261e0db713.jpg

(Изображение Шивы в форме Натарадха, храм Чидамбарам, Индия)


Бхава [bhāva] 

Принято считать, что в слове Бхарата (bhārata – так на санскрите называется Индия) зашифрованы три основных элемента индийского искусства: бхава (чувство, состояние), рага (мелодическая тема) и тала (временной цикл). Обратимся к первому компоненту – бхаве.

Бхавой (от корня bhū  – «становиться», пребывать», «давать рождение какой-то вещи») называются эмоции и душевные состояния. Бхава, проявляемая на лице, называется хава [hāva] если ее выражают другими частями тела – это хела [helā].

В философском смысле бхава – первое проявление чувства, сосредоточенное в сердце.

Выделяются следующие типы бхав: 

Стхайибхава [sthāyibhāva] («постоянные чувства») – не могут быть скрыты, всегда остаются в сердце и проявляются с помощью расы. Принято считать, что основных бхав девять: любовная, смешливая, печальная, мужественная, гневливая, боязливая, внушающая отвращение, внушающая удивление и умиротворяющая. 

  1. rati (любовь),
  2. hāsa (смех),
  3. śoka (печаль),
  4. utsāha, vīra (сила, стойкость, мужество),
  5. krodha (гнев),
  6. bhaya (страх),
  7. jugupsā (отвращение),
  8. smaya, vismaya (изумление),
  9. śam (покой).
Вибхава [vibhava] («возбудители чувства») – усиливают или оттеняют действие основного чувства в характере героя или героини, в физическом состоянии или даже в лунном свете, дуновении ветра, звуке.

Анубхава [anubhava] («симптомы чувства») – появляются после того, как основные чувства оказывают действие; тело человека как бы откликается на них выражением лица, движениями. 

Санчари [saṃcārī] («сопровождающие, преходящие чувства»), другое название: вьябхичари [vyabhicāri] – существуют для более четкого выявления основного чувства; проявляются особыми малозаметными движениями, которые подобны пузырям, возникающим на воде, – они лопаются, не оставляя следов. Таких бхав 33: 

  1. nirveda (уныние или безразличие),
  2. glāni (слабость, истощение),
  3. śaṅkā (опасение, сомнение),
  4. śrama (усталость),
  5. dainya (депрессия),
  6. augrya, ugratā (жестокость),
  7. cintā (тревога),
  8. trāsa (страх),
  9. īrṣyā (ревность),
  10. asūyā (зависть),
  11. amarṣa (негодование),
  12. garva (высокомерие),
  13. smṛti (воспоминание),
  14. maraṇa (смерть),
  15. mada (интоксикация),
  16. supta (мечтание),
  17. nidrā (сон),
  18. vibodha (пробуждение),
  19. vrīḍā (стыд),
  20. apasmāra (эпилепсия),
  21. moha (заблуждение),
  22. mati (уверенность),
  23. alasatā (безделье, праздность),
  24. ālasya (лень),
  25. āvega (волнение),
  26. tarka (размышление),
  27. avahitthā (притворство),
  28. vyādhi (болезнь),
  29. unmāda (безумие),
  30. viṣāda (отчаяние),
  31. utsuka (беспокойство),
  32. autsukya (нетерпение),
  33. capala (поспешность).

В «Натьяшастре» описан также пятый тип бхавы, сатвика [sāttvika] – «непроизвольные», «естественные» чувства, которые нельзя сымитировать. Этих чувств восемь: 

  1. stambha (остолбенение),
  2. pralaya (обморок),
  3. romāñca (мурашки),
  4. sveda (потение),
  5. vaivarṇya (изменение цвета лица),
  6. vepathu (дрожь),
  7. aśru (слезы),
  8. vaisvarya (изменение голоса).

Путем «сложения« разного рода бхав рождается основание для появления расы. 

Стхайибхава понимается как фундамент для построения или как сосуд для приготовления расы. 

одисси.jpg

(традиционный танец в исполнении Суджаты Мохапатры)

Раса [rasa]

Куда движется рука, туда следует взгляд. 
Куда следует взгляд – туда движется разум. 
Куда движется разум – туда движется чувство (бхава). 
Куда движется бхава – там рождается и полнота переживания (раса).

«Абхиная Дарпанам» (трактат по индийским классическим танцам, ХI в.) 

Эффект, производимый бхавой, называется раса – «экстракт, главный результат, полнота проявления». Изначально раса – «вкус», «ощущение». В «Натьяшастре» это эстетическая категория качества и полноты переживания: «Так же как вкус (раса) возникает из сочетания различных специй, трав или иных субстанций, эмоция (раса) возникает из взаимодействия различных душевных состояний (бхав). Тем же путем, что сласти, содержащие все шесть вкусов, готовятся из патоки с добавлением специй, трав и иных субстанций, постоянные чувства (стхайибхавы) становятся расами, соединяясь с различными дополнительными бхавами. Здесь могут спросить: «Откуда это название – раса?» Отвечаем: оттого, что она вкушается». 

Каким образом раса соотносится с бхавой? Раса – это получаемое кушание, точнее – его вкус; бхава же – исходные ингредиенты, естественные «продукты». Так же как из продуктов можно приготовить блюдо, но не наоборот, бхава становится расой, но не иначе. 

В «Натьяшастре» описаны восемь рас, соответствующих восьми «постоянным чувствам» (стхайибхава), которые до сих пор считаются основными.

1. Шрингарам [śṛṅgāraṃ] (любовная, эротическая) происходит от основного чувства рати [rati] (страсть, желание) и бывает двух типов: 

  • самйога [saṃyoga], самбхога [saṃbhoga] или милана [milana] (соединение любящих),
  • вийога [viyoga], випраламбха [vipralambha] или вирах [virah] (в разлуке с любимым). 
Эту расу называют раса-раджа – «царь-раса». Вишну – божество этого настроения, и ему соответствует синий (иногда зеленый) цвет его тела. 

2. Хасьям [hāsyaṃ] (смешливая) возникает от бхавы хаса – «смех». Обычно выражается нелепыми, странными движениями, изменением голоса, глупыми жестами. Она подразделяется на четыре типа в соответствии с характером представляемого смеха, но главные из них два: атмастха [ātmastha] (когда смеются над собой) и парастха [parastha] (когда смеются над другим или смешат кого-то). Божества этой расы – Праматха (класс существ из свиты Шивы) либо Шива, соответствующий цвет – белый. 

3. Каруньям [kāruṇyaṃ] (печальная) происходит из бхавы шока – «печаль». Выражается через плач, всхлипывание, прерывистое дыхание, каменное лицо и т. д. Божество расы – Яма, бог смерти, цвет – серый. 

4. Рудрам [raudraṃ] (гневливая) происходит от бхавы кродха – «гнев». Мужчины выражают ее резкими движениями, раздражением, излишними жестами; женщины используют эту расу обычно только в отношении неверного мужа или поздно пришедшего возлюбленного. Божество расы – Рудра, цвет – красный.

5. Вирам [vīraṃ] (мужественная) – ее не следует путать с предыдущей расой, исполненной ярости. Происходит она от бхавы вира – «отвага». Вира – ощущение силы, но очень сдержанной, спокойной, полностью находящейся под контролем. Известны четыре ее типа: дана-вира (утверждение для дара), дхарма-вира (утверждение для исполнения дхармы), юдха-вира (утверждение для сражения), дайя-вира (утверждение для милосердия). Божество этой расы – Индра, цвет – желто-золотой. 

6. Бхайянакам [bhayānakaṃ] (боязливая), происходящая от бхавы бхайя – «страх». Ее божество – Кали. Цвет – черный. 

7. Бибхатсам [bībhatsaṃ] (внушающая отвращение), от бхавы джугупса  – «отвращение». Возникает при созерцании чего-либо нечистого, неприятного, мерзкого, связанного со злом. Божество этой расы – Махакала, цвет – голубой. 

8. Адбхутам [adbhutaṃ] (внушающая удивление) происходит от чувства висмайя, чудесного, волшебного, неожиданного. Она связана с божественной иллюзией Майя. Ее может внушить нечто странное, какое-то внезапное событие или существо. Эффект этого чувства – остолбенение, увеличение глаз, потерянность и т. д. Божество этой расы – Брахма, цвет – желтый. 

В IX в. Анандавардхана в поэтологическом трактате «Дхваньялока» добавил к ним девятую расу – «шантам».

9. Шантам [śāntam] (умиротворение, спокойствие) возникает из чувства покоя. Мир, тишина, самоконтроль отражают это духовное состояние. Божеством данной расы полагают Будду (или Вишну), но Ачарья Вишванатх называет вместо него гандхарвов – небесных музыкантов; цвет – белый. 

Порядок, в котором перечисляются  расы, не случаен. Любовь (шрингарам) оказывается главным первоисточником, причиной всех на свете живых организмов. Радость, которую она вызывает, порождает смех, и так возникает раса хасья. Другой стороной любви является разлука, порождающая печаль, раса каруна. Потеря чего-то, будь то деньги или возлюбленный, вызывает гнев, и так возникает рудра-раса. Однако следование дхарме помогает изменить это состояние, перевести его в сознание силы, чистое священное чувство, свободное от фрустраций, – вира-раса. Когда кто-то демонстрирует свою силу, его враги ощущают страх – возникает раса бхаянака, а с нею и ненависть, и отвращение (раса бибхатса). Однако параллельно с ненавистью у врагов возникает чувство удивления (раса адбхута), которое способствует успокоению, умиротворению, ведет к расе шанта. После этого развитие настроений заканчивается, так как из расы спокойствия очень трудно выйти на какое-то другое чувство.

Итак, раса – результат постоянного, господствующего чувства, наполняющего целое произведение искусства и заражающего слушателя или зрителя. Зритель/слушатель именуется расика («вкушающий»), сахридайя («совпадающий сердцем»), он активно участвует в творении представления, будь то музыка, танец, драма или изобразительное искусство. 

Ардханаришвара.jpg

(Ардханаришвара)

Интересно, что термин «раса» встречается в текстах не только в эстетическом контексте, но и в мистическом, религиозном.

Использование театрального представления как мистической метафоры встречается уже в «Шива Сутре» [3.9 – 12]: 

Атман – актер
Внутреннее «Я» –сцена
Органы чувств – зрители
В прозрении обретается ясность.

В комментариях Кшемараджи эта метафора раскрывается подробнее: «Прозрение – осознание искушенным мудрецом своей истинной природы. Под его воздействием является совершенство тонкого сияющего внутри Света ясности (саттва). В драме также, благодаря совершенству разума, обретается [сопереживание] происходящему действию».

В комментариях Абхинавагупты на «Натьяшастру» девятая шанта-раса рассматривается как особенная категория, «поскольку она опирается на высшую цель человека, ибо [приносит нам] плоды освобождения, она считается также основанием всех прочих рас». Абхинавагупта уподобляет шанта-расу высшему Атману, а достижение этой расы – методу преображения реальности: «Собственная природа Атмана [временно] окрашивается «смехом», «любовью» и прочим, что может придать ему свой цвет. Однако он остается этой белейшей нитью, что сияет сквозь горстку свободно нанизанных драгоценных камешков. Он обретает формы всех чувств, вроде любви и прочего, поскольку все эти чувства могут придавать ему свои цвета. Однако он тотчас вспыхивает, просвечивая сквозь них, стоит лишь просиять знанию «это Атман»». 

В учении натхов «раса джагат» (мир, измерение вкуса) считается шестым из миров маха-сакара-пинды, космического тела Шивы-Шакти. Это состояние, в котором все явления рассматриваются, в первую очередь, через эстетику, а Вселенная – как единое произведение искусства невероятного совершенства. 

«Все добро и зло, все нравственное и порочное, все правильное и ошибочное, что развито в космическом процессе и особенно в человеческой природе, переживается как элементы красоты утонченным чувственным сознанием, которое воспринимает расу, проявленную через все подобные моральные двойственности мира дхармы. […] Махайоги наслаждается красотой и величественностью всех форм проявленных самовыражений Шивы-Шакти, и описывает их как чид-виласу (игру сознания)». («Философия Горакхнатха», Акшая Кумар Банерджи)




Возврат к списку