ПечатьВерсия для печати

Риши и муни

01.09.2020

риши.pngРиши и муни – мудрецы ведических времён. Иногда этими терминами называют одних и тех же персонажей, например, Агастью или Нараду. Но если делать акцент на отличиях, то муни больше связаны с аскетизмом и образом жизни отшельников, тогда как риши были, как правило, грихастхами.

Слово «риши» (санскр. ऋषि, ṛṣi) означает «провидец, вдохновенный поэт или мудрец». Риши обладают знанием, благодаря которому становятся создателями шастр и «зрят» все мантры. У каждой мантры есть свой провидец, который открыл её и пробудил её силу.

Риши также связаны с ведическими гимнами, которые изначально передавались в устной форме из поколения в поколение в семейных кланах, из которых впоследствии возникли готры (духовные линии передачи). Риши Вьяса, которого связывают с созданием четырёх Вед, сделал их достоянием человечества через поэтов-мудрецов. Ригведу он передал Пайле, Яджурведу – Вайшампаяне, Самаведу – Джаймини, Атхарваведу – Саманту, а Итихасу и Пурану – Суте.

Уже в «Ригведе» встречается упоминание о семи великих риши (саптариши). Их называют божественными, отцами и ставят на один уровень с богами, при этом их имена не упоминаются. В «Шатапатха-брахмане» они уже имеют свои имена. Этот список имён отличается в различных источниках, в некоторых из них упоминаются уже девять риши. Также есть мнение, что в каждой манвантаре (период, равный продолжительности жизни Ману) свои саптариши. Вот имена семи риши, взятые из «Вишну-пураны»: Крату, Пулаха, Пуластья, Атри, Ангирас, Васиштха и Бхригу.

В «Вишну-пуране» можно встретить деление риши на три класса. Это брахмариши, рожденные из разума Брахмы, например Васиштха, затем девариши – божественные риши, как Нарада, и раджарши, или цари, которые стали риши благодаря своим знаниям и аскетическим подвигам, такие, как, например, Джанака или Вишвамитра.

Муни (санскр. मुनि, muni) – это тот, кто взял обет мауны (пребывания в молчании и покое), или тот, кто говорит крайне редко и стремится к неподвижности ума. Слово «муни» развивалось из корня man, означающего «думать, размышлять, созерцать, медитировать» – действия, которые осуществляются беззвучно. Для муни было не характерно транслировать свой трансцендентный опыт широкому кругу людей. Они не проповедовали, практиковали уход из социума, т. е. «хранили тишину», были «не слышны».

При этом традиция риши и традиция муни не исключали друг друга полностью. Упоминания муни, хотя и немногочисленные, встречаются в древнейших ведических текстах, а единственный посвященный им полностью ведический гимн, «Кеши-сукта», описывает молчащих аскетов с уважением и явной симпатией.

В отличие от брахманов и риши, муни практически не занимались карма-кандой, включающей в себя проведение огненных ритуалов, их практике была больше свойственна джняна-канда, например, дхарана и дхьяна. Собственно, от муни и произошли санньяси, авадхуты, сиддхи, а также натхи, чья практика в большей степени соответствовала ниргуна-бхакти.

Что касается связи риши и муни с йогической традицией натхов, то среди почитаемых натхами чаураси-сиддхов (84 известных йогинов и Гуру) встречаются такие, как риши Яджнявалькья (Яджнявалькьянатх) и Нарада, которого почитают как Нараднатха, а с именем Капилы-муни, автором основных принципов философской системы санкхья, связывают Капилани-пантх.

В завершение хотелось бы сказать несколько слов о связи ведизма, тантризма и йоги. Изначально Веды были получены риши путём йогической практики. В текстах, которые дополняют Веды, содержатся как описания ритуалов, что является сущностной частью тантры, так и детальные описания йогических практик. Натхизм, будучи йогическо-тантрической традицией, связан с ведизмом через эту внутреннюю суть всех ритуалов и практик, которая и есть йога.


Автор:  Хридаянатх (Худик Надежда)



Возврат к списку