05.04.2021
При склонении основ на -an в санскрите много частных случаев, но мы рассмотрим несколько классических примеров и упомянем самое интересное :)
Так сложилось, что в русском языке можно услышать и слово «Атман» - основу слова, и слово «Атма» - форму именительного падежа. Обе формы попали в наш язык. А вот слово «карма» ("действие") мы, вживив его в русскую речь, употребляем в именительном падеже, хотя основа слова тоже заканчивается на -an («карман»)...
Сначала посмотрим, как и почему слово меняет форму в разных падежах.
Наличие сильной, средней и слабой форм при склонении - это чередование последней гласной основы (долгая/краткая/гласная выпадает) в разных падежах. Оно указывает на то, что изначально в санксрите (и вообще в индоевропейских языках) ударение в словах смещалось в зависимости от падежа на основу слова либо на окончание. В позднем языке такая подвижность ударения во многом утрачена. Но чередование гласных для многих основ осталось.
На двух примерах склонений ниже можно проследить, какие формы являются сильными (в красной рамке), какие средними (без рамки) и какие слабыми (в зеленой рамке). Существительные с основой на -an в основном относятся либо к мужскому, либо к среднему роду. У существительных мужского рода сильных форм 5, а у среднего рода - только две.
Обратите внимание: в средней форме перед окончаниями с согласного (-bhyām и др.) выпадает конечный согласный “n” основы
*** Среди основ на - an есть те, у которых при склонении проявлены только две формы - сильная и средняя. В основах на -man и -van гласная никогда не выпадает, если перед суффиксом стоит согласный. Например, это основы слов आत्मन् ātman и कर्मन् karman. То есть, можно сказать, что все остальные формы кроме сильных, у них - средние (с краткой гласной).
Легко запомнить: если бы гласная выпадала, то получилось бы труднопроизносимое сочетание (попробуйте произнести!) трех согласных, например -tmnā или -rmnā.
***
Чтобы не путаться в типе склонений, запоминать в случае основ на -an лучше сразу и основу, и форму первого (именительного) падежа.
***
В ряде учебников описание склонений существительных начинается с основ, оканчивающихся на гласный, по той причине, что таких основ в санскрите больше, чем оканчивающихся на согласный. Но исторически (с учетом исследования родственных языков) первоначальны именно окончания основ на согласный. А основы на гласный, например, частично заимствовали окончания в системе склонения местоимений.
В завершение хотелось бы упомянуть еще один интересный момент: некоторые существительные в санскрите склоняются в одних падежах по одной основе, а в других - по иной. При этом, поскольку язык со временем претерпел изменения, можно обнаружить разницу таких склонений в классическом (более позднем) и ведическом санскрите:
Использованы материалы книги देववाणीप्रवेशिका An introduction to the Sanskrit Language, Robert P. Goldman, Sally J. Sutherland Goldman