ПечатьВерсия для печати

Аюрведа - о здоровой пище для ума Часть I

Современных людей, живущих в интенсивном городском ритме с каждым годом все больше заботят вопросы здоровья и качества жизни. Тема правильного питания, режима дня и физической культуры заполняет средства массовой информации и социальные сети. Целая индустрия из производителей биодобавок и витаминов, фитнес-центров и спа-салонов, зарабатывает на потребности людей хоть ненадолго победить хроническую усталость и стресс, которые, кажется, стали непременными спутниками любого горожанина.

Но, если присмотреться, видно, что эффект любой процедуры длится совсем недолго, и человек даже после отпуска через неделю-другую уже полностью готов чуть ли не к выходу на пенсию по состоянию здоровья. Как же это происходит? 

Depositphotos_18937205_s.jpg

Городской житель приезжает из отпуска, приходит домой после занятия йогой или с прогулки по лесу и возвращается в ту самую ментальную среду, которую только что покинул, чтобы наконец отдохнуть. Он автоматически погружается в свои мысли о работе и «хлебе насущном», беспокойства о близких, размышления о действительных или мнимых проблемах. Движимый стремлением снова «быть в курсе событий» он включает телевизор или открывает ноутбук. И тут уж покой ему точно будет только сниться!

Как же избежать этого регулярного превращения в «усталых роботов», страдающих от всяких «болячек», жалующихся на стресс и не умеющих просто радоваться жизни?

Аюрведа

Для этого обратимся к знаниям, которые может дать древнеиндийская наука Аюрведа. В отличие от современной медицины аюрведические целители никогда не рассматривали человека как набор органов, каждый из которых надо лечить сам по себе, но как целостную систему, тождественную всему Мирозданию.

С точки зрения Аюрведы и наш ум является частью Природы. Он тоже состоит из пяти элементов и подчиняется общим с со всем миром законам. Как и все живые существа, для жизни он должен получать пищу, необходимую ему для роста и развития, а непереваренные отходы он может выделять в виде токсичных негативных эмоций, порождающих и проблемы в общении и недомогания.

Пища для ума

На физическом уровне ум потребляет те же вещества, что весь наш организм. Мы получаем с пищей все пять элементов, но более всего элемент земли, который служит материалом для построения тканей и придает уму практичность и стабильность. 
 
На тонком уровне наш ум получает впечатления и ощущения, поступающие к нему из органов чувств. Между плотными и тонкими элементами существует такое соответствие: земля — запах; вода — вкус; огонь — зрение; воздух — тактильные ощущения; эфир — звуковые. Кроме того на уровне внешнего ума, манаса, мы воспринимаем ментальные и эмоциональные впечатления, влияющие на него даже больше, чем физические ощущения.
aurveda.jpg

Каузальный (причинный) — это уровень трех гун, саттвы, раджаса и тамаса. Этот уровень самый глубокий, здесь происходит влияние на читту, глубинное сознание человека. Плотные и тонкие (пища и впечатления) элементы действуют на него в соответствие с теми гунами, из которых они состоят. Здесь важен и состав пищи, и то, что мы видим, слышим, думаем и т.д., но особенно на нас влияет то, с какими людьми мы общаемся на уровне сердца, кому и чему открываемся и доверяем. 

Гуны — базовый уровень материи, три ее основных качества, их нельзя уничтожить, но можно менять их соотношение, осознанно принимая пищу, следя за впечатлениями и контактами с людьми. Саттвичная пища и впечатления придают нам больше любви, ясности и спокойствия. Раждасичная — усиливает беспокойства и критичность, желание действовать и «проявляться». Тамасичное питание и общение склоняют нас к инертности, нежеланию получать знания, бесчувственности и лени.

«Пищеварительная система» ума

Внешний ум, манас, аналогичен желудку в организме. В него поступают впечатления и происходит их первичная обработка. Частое заблуждение современных людей заключается в том, что здесь и происходит усвоение поступившего «материала». 

Но Аюрведа считает, что за настоящее переваривание отвечает буддхи (разум). Разум подобен агни, пищеварительному огню в нашем уме. Только разум способен различать и сравнивать, рассуждать и принимать рациональные решения, ведущие к переработке поступившей информации в опыт и воспоминания. Глубинное сознание, читта, поглощает этот опыт, имеющий свойства тех гун, из которых он состоит. 

Непереваренные впечатления отравляют нас, подобно тяжелой или несвежей пище. А тот опыт, который хорошо переварился, не оставив рубцов и шрамов, позволяет нам жить спокойно и уверенно. 

Как узнать, здоровое ли питание во всех смыслах получает наш ум?

О влиянии раджасичной или тамасичной пищи уже говорилось, признаки неправильного питания сказываются на нашем самочувствии. Также общение с одними людьми оставляет ощущение радости и покоя, а после даже короткого контакта с другими мы чувствуем себя как после тяжелой работы.

Мы можем заметить, что после прогулки на природе или купания в теплом море, остается ощущение умиротворенности. Такие впечатления попадают в наше глубинное сознание преобразованными в энергию света и покоя. Напротив, люди, пережившие агрессию, долго не могут забыть это событие, испытывая страх или гнев. Из глубин подсознания (которое в т.ч. составляет наш внутренний ум) всплывают «непереваренные» воспоминания, вновь и вновь заставляя человека страдать, пока разум не осознает этот осадок и не превратит его в опыт.

Мы собираем впечатления в основном на стадии бодрствования. Сон со сновидениями служит для работы буддхи по перевариванию впечатлений, а во время фазы глубокого сна мы усваиваем свой опыт глубинным сознанием. Неприятные, тревожные сны сообщают нам о проблемах с усвоением впечатлений. Напротив, люди с развитым и здоровым сознанием спят глубоко и просыпаются отдохнувшими.

Здоровое сознание

Возвращаясь к началу статьи, можно сделать выводы о том, что повышенная нервная и физическая утомляемость современного человека имеет свои глубокие причины. Редкий случай, когда даже при относительно хорошем и размеренном образе жизни человек чувствует себя счастливым и спокойным. А уж перемены или неожиданные события надолго выводят нас из равновесия, даже если ничего трагичного в себе не несут. 

yoga.jpg

Правильные впечатления и развитый разум способны сделать наш внутренний ум более здоровым. А ведь именно от этого зависит общее качество жизни человека, его способность развиваться и познавать мир.

Продолжение здесь
 
(Использованы материалы книги Д.Фроули «Аюрведа и ум»)  

Автор:  Кхечаринатх (Екатерина Суздалева)



Возврат к списку