ПечатьВерсия для печати

Аюрведа - о здоровой пище для ума Часть II

В части I статьи были описаны особенности питания ума и признаки его здоровья или переутомления. Напомним, что навязчивые неприятные мысли или воспоминания, беспокойный сон, быстрая утомляемость и страх перемен — всё это приметы того, что наш ум не успевает справляться с той нагрузкой, которую мы ему даем. И всё это — обычное состояние современного жителя большого города, поэтому все чаще мы чувствуем потребность в отдыхе и переключении.

Недаром в последнее время в соцсетях популярностью пользуются фразы типа: «Устройте сегодня разгрузочный день. Не грузите себя!». 

sozertsanie.JPG

Когда организм человека не справляется с поступившей в него пищей, в т.ч. плохо влияющей на нервную систему, какое-то время нужно свести к минимуму поступление вредных веществ или даже применить лечебное голодание. Тогда запустятся природные механизмы самоочищения, и человек либо обретет здоровье, либо сможет проходить плановое лечение, а не интенсивную терапию. Аюрведа накопила обширный опыт в этой области, используются и лечебные травы, и различные процедуры. 

Что же означает такой подход применительно к нашему уму, который получает питание не только из грубой пищи? 

Очищение ума от токсинов  

Прежде всего человек стоит ограничить усвоение новых токсинов. А в нашем случае — научиться что-то делать с негативными впечатлениями. Но всегда ли это возможно? В условиях реальной жизни не всегда получается питаться только диетически и по часам, что уж говорить про то, что мы видим и воспринимаем в социуме, что влияет, в нашем случае, на качество получения и усвоения новых впечатлений. На это есть хороший ответ — развивать аналог пищеварительного огня, агни, то есть свой разум, буддхи. Если разум достаточно мощен, мы становимся способны контролировать наш ум и чувства. Таким образом перестают накапливаться тяжелые состояния, отравляющие сознание, читту. 

Ограничив приток хаотичных впечатлений, человек может достичь состояния, когда его внимание устремляется вовнутрь. Сознание, читта, имеет природу элемента эфира. Для него свойственно опустошаться естественным образом (что происходит при медитации и отдыхе), что обеспечивает ему некоторую чистоту. Благодаря этой чистоте, на уровень разума начинают подыматься непереваренные впечатления, и будучи теперь осознаваемыми - они могут быть переработаны в опыт. То же происходит с привычками и скрытыми воспоминаниями, которые так можно научиться отслеживать и понимать их причины и смысл. 

Очищение ума на физическом уровне напоминает общее очищение организма. Здесь применяются такие аюрведические методы, как голодание, различные панчкармы, удаляющие избытки дош, используются некоторые лечебные травы. Так выводятся обычно лишние количества элементов земли и воды. 

ochischenie.JPG

На тонком уровне Аюрведа использует пранаяму, выводящую уже тонкие составляющие земли и воды. Также практикуются паровые бани или сауны (в зависимости от пракрити человека), потогонные травы. Собственно, лечебное действие банных процедур на тело и наше общее настроение, для жителей северных стран далеко не новость. Также Аюрведа рекомендует для очищения и пратьяхару, рассматривая её в данном случае как сознательное воздержание от впечатлений. Иногда для того, чтобы произошло полное очищение на уровне сердца (которое является центром сознания, читты), пациентам даже советуют позволить себе поплакать над высвободившимися тяжелыми воспоминаниями. Важно при этом не забываться, чтобы не отождествиться с воспоминанием и не достичь эффекта, обратного ожидаемому. 

На каузальном (причинном) уровне происходит очищение читты от влияния гун. Гуны являются основополагающим уровнем материи, и их, конечно, нельзя уничтожить. Но, в случае неправильной организации своей внутренней и внешней жизни, человек накапливает в сознании, как токсичные отходы, избыток раджаса и тамаса. Для преобразования их, и трансформацию глубинной структуры сознания в более саттвичную, Аюрведа рекомендует мантры, как высший уровень звукотерапии. Например, мантра «ОМ» оказывает на людей замечательное оздоравливающее действие. Другие мантры должны применяться по совету Гуру, который может учесть индивидуальные особенности человека. 

О сознании  

Сознание человека - источник всех наших жизненных устремлений, основа благополучия и здоровья. Оно обладает своей собственной, живой и творческой природой. Если мы способствуем его развитию и благополучию своим правильным образом жизни, дурные привычки в нем не укоренятся, и мы будем испытывать вдохновение и радость. Но важно обратить внимание на существенную его особенность. 

chistota.JPG

Наше сознание подобно глубокому колодцу. Мы воспринимаем органами чувств и внешним умом, манасом, впечатления. И, затем, они попадают как бы на дно этого колодца. Происходящие в нем процессы скрыты от нас. Только посредством глубокой проработки, описанной выше, мы можем отчасти узнать, что же там происходит. Любые семена, брошенные на дно этого колодца, будут незримо прорастать и со временем могут побудить нас к каким-то решениям и действиям. 

Конечно, отчасти буддхи может стоять на страже и не пускать негативные впечатления в подсознание. Но его возможности тоже часто небезграничны, особенно у обычных людей, не занимающихся интенсивной практикой йоги. 

Для того, чтобы поддерживать сознание в максимально здоровом состоянии, Аюрведа предлагает способы работы с впечатлениями, но об этом -­ в следующей части. 

Автор статьи: Екатерина Суздалева 

(По материалам книги Д.Фроули "Аюрведа и ум")

Продолжение здесь




Возврат к списку