Когда человек слышит фразу «Выпрями спину», он старается ее распрямить, как привык на текущий момент — как правило, за счет включения разнообразных мышц (которые привык задействовать), часто не за счет тех глубоких их слоёв, которые служат непосредственно для удержания позвоночника в вертикальном положении.
Глубокие мышцы в обычной жизни часто не задействованы должным образом, а ряд других (мышцы плечевого пояса) несут и собственную функцию, и вынуждены брать на себя опорную функцию части мышц, которые должны поддерживать позвоночник. В результате одни мышцы тела оказываются перенапряжены, другие наоборот в слабом тонусе. Удержать "непривычно прямую" спину сколь-нибудь продолжительное время люди с таким стереотипом работы мышц не могут, потому довольно быстро человек «сползает» к "обычному" для него состоянию.
За таким поведением мышц на самом деле стоят укоренившиеся привычки нашего поведения и восприятия. Привыкая с течением жизни чувствовать одни ощущения тела, мы снова и снова возвращаемся к запомненным ощущениям. Если мы не сформировали или утратили способность воспринимать широкий спектр ощущений, нам и «не хочется» обращать свое внимание в ту область, которая "не попала" в привычный шаблон. Нам вообще кажется, что там "ничего другого" нет. Нам даже очень сильно может хотеться избежать старания почувствовать «не откликающиеся» мышцы. Данная тенденция связана со стремлением эго закрепить любой шаблон как "истину", чтобы не испытывать внутренний дискомфорт от необходимости постоянного выбора.
В этот момент как раз можно заметить свои беспокойства. Во время формирования натяжения позвоночника в асане желание побыстрей вернуться к старым ощущениям и "привычной осанке" — это как раз сигнал о том, что прямо сейчас на это стоит обратить внимание. Также очень важно не одним рывком попытаться пробудить в себе «неслышные» ощущения в мышцах вдоль спины, а понемногу стараться натягивать позвоночник, обращая внимание на область, где мы якобы ничего не чувствуем. Если мы создаем натяжение рывком, то в следующий момент навстречу силе действия так же резко подействуют обратные силы противодействия и мы сразу «сползем» в исходное состояние (или даже еще больше ссутулимся, скривимся). К тому же нам не хватит внимания проследить слабо выраженные ощущения, они потонут в грубых рывках. Потому натяжение мы создаем легкое (и в дальнейшем, по мере обретения уверенности в ощущениях, стараемся сделать натяжение еще более тонко ощущаемым).
Поначалу наша возможность что-то почувствовать в «неоткликающейся» области будет, возможно, очень мала по сравнению с желанием чувствовать те области, которые мы привыкли. Это нормально. Практика заключается в настойчивости, в обретении навыка возвращать свое внимание к легкому натяжению позвоночника, к слабоощущаемым областям вдоль него. Практикуя такие вещи можно заметить много интересного. Например, можем обнаружить, что когда мы считаем, что чувствуем весь свой позвоночник, на самом деле мы ощущаем какую-то одну область (только шейный, или грудной, или поясничный отдел). И может быть даже совсем в стороне позвоночника, а не вдоль него. Такие открытия помогают нашему восприятию, по сути они будят в нас определенный скептицизм к застарелым состояниям, любопытство, и, возможно, в итоге создают мотивацию продолжать практику. По мере практики восприятие «ощущения позвоночника» может неоднократно меняться довольно кардинальным образом. Как правило, параллельно с подобными открытиями человек замечает и другие изменения - в своем самочувствии, в своем внутреннем мире, в своих привычках. В определенной мере он на собственном опыте убеждается, что практика йоги отличается от гимнастики или другого спорта.
В дальнейшей практике мы стараемся воспринимать другие области тела, кроме натянутого позвоночника, а также свои состояния. При этом учимся не утрачивать ощущение позвоночника как основное. Оно становится ощущением центра нашей энергоструктуры, потому, гармонизируя таким образом свои ощущения относительно центра тела, мы создаем предпосылки для выравнивания своей энергетики и через нее - сознания. Что бы с нами не происходило, мы всегда можем вспоминать о своей опоре, о способности центрировать свое восприятие, и возвращать себя в ровное состояние, связанное в памяти с таким ощущением себя. Такая новая привычка, такое памятование придают иной вкус восприятию себя и своей жизни. Естественным образом нам хочется его поддерживать, потому что мы чувствуем себя объективно лучше — чувствуем сами, а это самый важный аргумент для любого человека.