ПечатьВерсия для печати

Гипотеза о появлении мулатрикон в джйотиш

25.12.2023

Прежде чем перейти к мулатриконам, приведу одно известное изображение из западной античной астрологии, оно называется Thema Mundi или гороскоп сотворения мира, это египетский вариант, где все планеты расположены в своих обителях. На момент сотворения мира восходил 15° знака Рака и все планеты находились в своих знаках (свакшетра).

Thema_Mundi.jpg

По расположению планет в градусах понятно, что такое положение невозможно физически, однако для нас важно то, что подобное распределение планет по своим обителям (свакшетрам) существовало с самых начал астрологии. И в джйотиш в этом плане отличий нет.

Если немного изменить изображение, приведя порядок знаков к южно-индийскому стилю, то мы получим более привычную картину:

Rashi cakra.jpg

Как видим, соотнесение планет и знаков, которыми управляют планеты, симметрично относительно лунной (Рак-Водолей) и солнечных (Лев-Козерог) полусфер. Эти полусферы будут важны для дальнейшего обоснования гипотезы мулатриконы. Как ни странно, в джйотиш такое понятие есть, это одно из мест силы, т.е. нахождение в мулатриконе придает планете достоинства, но в западной астрологии такого понятия никогда не было…

Далее затрону еще такой важное понятие как hairesis. В переводах эллинистической астрологии получило распространение слово “секта”, но если учитывать контекст, то разделение по типу политической партии более верно, поэтому буду использовать слово “партия”. В астрологии под hairesis подразумевается разделение планет на относящихся к дневной или ночной партии. Этот принцип - краеугольный камень для последующей трактовки гороскопа.

Несмотря на то, что дословного разделения на партии, а тем более слова “секта”, в джйотиш-текстах мы не увидим, все же во всех них явно отмечается определенная сила, которую получает планета ночью или днем. И это учитывается также в расчете шадбалы. Поэтому можно говорить, что и в джйотиш оно есть.

Итак, самый ранний текст джйотиш, в котором упоминаются раши, Явана-джатака говорит (I.83), что Солнце, Юпитер, Сатурн - планеты сильные днем, а Луна, Венера, Марс - ночью (Меркурий же силен в любое время суток). Из некоторых строф к описаниям планет во второй главе Сатья-джатаки также можно сделать вывод, что Сатьячарья придерживается этого же мнения. Таким образом, на текущий момент нашлось всего два классических текста о джйотиш, один из которых считается самым древним, которые находятся в согласии с текстами западной античной астрологии о разделении планет на дневные и ночные.

Далее прибегну к допущениям и предположениям, иначе попытка объяснить логику, стоящую за понятием мулатрикон, не будет удачной.

Что удивительно, все более поздние тексты джйотиша в т.ч. Вриддха-Явана-джатака, Брихат-джатака, Шрипати паддхати утверждают другой порядок планет! Они говорят, что Солнце, Юпитер, Венера сильны днем, в то время как Луна, Марс, Сатурн - ночью. Итак, допущение здесь следующее: для стройности гипотезы буду придерживаться поздних версий, принятых и по сей день в джйотиш.

Если мы расположим планеты согласно этому принципу, учтя разделение на полусферы из рисунка 2, то получим следующую таблицу:

Дневная планета

Знак солнечной полусферы

Солнце

Лев

Юпитер

Стрелец

Венера

Весы

Ночная планета

Знак лунной полусферы

Луна

Рак

Марс

Овен

Сатурн

Водолей

Как видно, кроме Луны, все прекрасно совпадает с общепринятым распределением мулатрикон. Если планета дневная, то она имеет мулатрикону в своем знаке в солнечной полусфере, для ночной наоборот. Но для чего понадобилось давать Луне отдельный знак для мулатриконы, а Солнцу нет - загадка. Также необходимо отметить, что выделение мулатриконы как части знака, т.е. например у Луны - 0-3 Тельца это экзальтация, а 4-29 мулатрикона - это поздняя доработка, в самых раннихтекстах такой разбивки по градусам не было.

Если бы мы последовали распределению Явана-джатаки в соответствии с тем, что Венера сильна ночью, а Сатурн днем, то получили бы следующие знаки мулатрикон:

Дневная планета

Знак солнечной полусферы

Солнце

Лев

Юпитер

Стрелец

Сатурн

Козерог

Ночная планета

Знак лунной полусферы

Луна

Рак

Марс

Овен

Венера

Телец


То есть этот вариант не соответствует общепринятому варианту в джйотиш.

Таким образом встает два главных вопроса, попыткой дать ответ на них и послужила данная статья:

а) почему в Явана-джатаке одновременно с общепринятым списком мулатрикон присутствует также и распределение планет на дневные и ночные партии, которые противоречат всем остальным более поздним текстам джйотиш?

Поскольку Явана-джатака это один из первых текстов, могло ли быть так что составитель текста (или переписчик?) не понял суть концепции мулатрикон и это непонимание пошло передаваться из текста в текст? (к слову по градусам экзальтаций есть такие же подозрения на ошибку, даже более обоснованные).

Можно ли, в качестве контраргумента возразить, что это не в мулатриконах ошибка, а в распределении планет в Явана-джатаке по дневным и ночным? Считаю что нет, так как в текстах эллинистической астрологии расхождений на эту тему нет: Сатурн всегда силен днем, а Венера всегда ночью. При этом может показаться, что Сатурну как раз таки должно быть в силе ночью, поскольку он сам по себе символ темноты и упадка. Однако логика здесь заложена другая, она про баланс планет в каждой партии. Если не вдаваться в детали, то в партии одно светило, один бенефик и один малефик. Как можно увидеть, если следовать версии Вриддха-Явана-джатаки и более поздних такая логика нарушается.

б) мулатрикона в своем дословном переводе означает “основной, собственный тригон” или “основанный на тригонах” или “начальный тригон”. К текущей гипотезе тригоны отношения, увы, не имеют, но, что более важно, к общепринятому пониманию этого слова тригоны тоже никак не относятся. Это тем более удивительно, поскольку для любого термина в джйотиш можно найти перевод в санскрите или греческом (как в случае с “анафора”, “апоклима” например), который проливает суть на его значение. По какой-то непонятной причине с мулатриконами ситуация обстоит наоборот - перевод не проясняет значения. Одному из мест силы планеты дали название не, например, “лучшая часть”, “особое положение”, а “собственный тригон” - к чему бы это, учитывая что в современной трактовке мулатрикона - это самое сильное положение планеты наряду с учча (возвышением)?

Весьма вероятно, что в момент обмена информацией между двумя культурами, была неточность или недопонимание, такое же как в случае отличий градусов экзальтаций и аспектов существующих между двумя традициями.

Более того, концепция “собственного тригона” очень хорошо перекликается с концепцией западных триплицитетов (что в дословном переводе также означает “тригон”), как одного из достоинств планет (т.е. таких как нахождение в свакшетра, доме друга и тд.), но видимо была неверно понята.

Предполагаю, что в дальнейшем несоответствие между принадлежностью к дневной партии для Сатурна и к ночной для Венеры и знаками мулатрикон, приведенными в Явана-джатаке, было переосмыслено и это привело к обмену местами для них, то есть Венера стала считаться дневной планетой, а Сатурн ночной. И с этого момента эта вышеприведенная таблица о распределении планет по мулатриконам становится логичной (хотя и не отражающей суть термина):

Дневная планета

Знак солнечной полусферы

Солнце

Лев

Юпитер

Стрелец

Венера

Весы

Ночная планета

Знак лунной полусферы

Луна

Рак

Марс

Овен

Сатурн

Водолей


Что особенно интересно, так это то, что मूल можно попробовать перевести как “временный владелец (управитель)” त्रिकोण триконы, тогда этот смысл в точности соответствует смыслу понятия западного триплицитета! Когда для всех тригонов (огненный, земной и тд) есть дневной управитель, ночной и общий (дополнительный) в зависимости от рождения днем или ночью. Для примера: при рождении днем с Лагной Весы Сатурн получит дополнительные баллы силы по причине того, что для знаков воздушного тригона он является временным управителем по триплицитету (и будет им до наступления ночи). И таким образом, станет соперничать с Венерой за управление восходящим знаком Весов (поскольку он имеет экзальтацию в Весах и к этому добавится сила за управление триплицитетом).

В качестве заключения:
Текущее понятие мулатриконы возникло вследствие недопонимания и оно, вероятно, не несет в себе практического смысла. К этому же склоняет ситуация, что в современном джйотиш в практическом применении различий между понятиями “мулатрикона” и “свакшетра” практически не проводится (однако, концепция “временной дружбы” планет исходит из концепции мулатрикон и пока этот вопрос остается нерешенным). Чуть позднее под мулатрикону была переработана натхоннатхона-бала, чтобы схема выглядела логично. Изначально под мулатриконой должна была подразумеваться сила, которую получает планета за управление над тремя знаками сразу (тригоном) в зависимости от рождения днем или ночью.

 


Автор:  Сахаджнатх (Павел Стреблянский)



Возврат к списку