Проект Омкара - информационный ресурс, созданный людьми, чья жизнь неразрывно связана с традиционными практиками.
Любое использование материалов этого сайта возможно при условии обязательной ссылки на него.
При словообразовании в санскрите придыхание может переходить с одного согласного на другой) такое вот интересное явление.
Можно найти такое смещение придыхания в известных словах - таких как “сиддха”, “буддхи” или даже грамматический термин “вриддхи”. Во всех этих словах корень, оканчивающийся на придыхательный согласный (sidh, budh, vṛdh) встретился с суффиксом ta (ti). В результате такой встречи t становится звонким и забирает на себя придыхание. И его уже совсем не узнать!
सिध्+त = सिद्+ध
sidh+ta = sid+dha
बुध्+ति = बुद्+ धि
budh+ti = bud+dhi
वृध्+ति = वृद्+ धि
vṛdh+ti = vṛd+dhi
Паддхати पद्धति - означает путь. Этим словом также называют тексты, в которых содержится метод, руководство к практикам и ритуалам в духовных традициях.
Перед эти мы говорили про внутренних сандхи в слове सिद्ध, siddha: sidh+ta=sid+dha, но в слове पद्धति paddhati сочетание звуков “ddha” имеет другое происхождение. Здесь происходят внешние сандхи.
Если посмотреть на составляющие слова पद्धति, то это не просто “путь”, а “удар стопы”. पद् - это “стопа, шаг”, а हति - “нанесение удара”.
पद् + हति = पद्धति
pad + hati = paddhati. Откуда здесь взялось придыхание?
Согласно правилам внешних сандхи, ह после смычного звука становится звонким придыхательным из варги этого смычного. То есть, в нашем случае ha меняется на dha (который, как и da, из त-варги)
ह —» ध
Еще пример:
वाक् + हि = वाग्घि
vāk + hi = vāgghi (для речи) - ह превратилась в звонкий придыхательный gha घ (из क-варги), в результате чего конечный क् перед ним озвончился до ग्
ह —» घ
Еще немного грамматики) В слове पद्धति два #дхату (корня): पद् и हन्.
पद् + ह (हन्) + ति
на примере дхату हन् можно вспомнить принцип чередования в корнях.
हन् - это средняя, guṇa-ступень дхату. Именно она пишется в словарях.
Но в слове हति - слабая ступень дхату, ह
ह + ति
слабая ступень ह
guṇa-ступень हन्
vṛddhi-ступень हान्
Такой же процесс происходит, например, в слове “джати” जाति: дхату в словаре (то есть, в ступени guṇa) जन्. Когда из जन् образуется जाति (с суффиксом ति), то дхату берется в слабой ступени जा.
जा + ति
слабая ступень जा
guṇa-ступень जन्
vṛddhi-ступень जान्
второй интересный момент - как ведет себя дхату पद् в других сложных словах. Тут очень разнообразно проявляются внешние сандхи.
По принципу абсолютного исхода слова во внешние сандхи слово вступает с первым согласным своей варги на конце. То есть, पद् во внешние сандхи идет как पत्.
**Собственно, существует описание сандхи не через абсолютный исход, тогда сандхи द् и त् рассматриваются как одинаковые, с учетом того, что द् перед глухими звуками становится соответственно глухим, а त् перед звонкими - звонким**
Внешние сандхи для конечного त् могут быть такими:
перед звонкими звуками क- त- и प- варг, перед полугласными и гласными:
в слове पद्धति происходит обратное озвончение त् в द् перед звонким ध - или же в некотором смысле можно говорить, что исходный द् в पद् не изменяется
पत् + धति = पद् + धति = पद्धति (путь)
перед назальными:
превращается в назальный своей варги
पत् + नेजन = पन् + नेजन = पन्नेजन (мытьё стоп)
pat + nejana = pan + nejana = pannejana
перед смычным из च- или ट- варги:
переходит в эту другую варгу (и озвончается, если перед звонким звуком)
पत् + ज = पज् + ज = पज्ज (рожденный из стоп (Брахмы))
pat + ja = paj + ja = pajja
перед श :
тут изменяется не только конечный त्, но и начальный श्, такое обоюдное изменение
त् + श् = च्छ
पत् + शब्द = पच् + छब्द = पच्छब्द (звук шагов)
pat + shabda = pac + chabda = pacchabda
Автор: Амитанатх (Олеся Гринкевич)