ПечатьВерсия для печати

Иконография. Классификация мурти.

01.02.2021
yad bhāvaṃ tad bhavati – «ты становишься тем, что созерцаешь».

В шилпа-шастрах (руководствах для художников и архитекторов) мурти Божеств классифицируются согласно целям, с которыми им поклоняются, – с различными результатами, обретаемыми в случае каждого типа: 

Йога мурти.jpg

1) Йога-мурти (yoga-mūrti) – изображение Высшего Существа в различных медитативных позициях. Как правило, ему поклоняются, чтобы получить вдохновение для собственной йогической практики. Подобные изображения предписывалось устанавливать на берегах рек, в лесах и на вершинах гор, далеко от мест проживания людей, в местах, подходящих для медитации.

Бхога мурти.jpg

2) Бхога-мурти (bhoga-mūrti) – изображение Божеств в «семейной» обстановке. Считается, что этот тип мурти наиболее подходящ для храмов, расположенных в городах, а также для домашних святилищ. Такие изображения способны аккумулировать счастье и радость. К этому классу относят изображения Ума – Махешвара, Радха – Кришна, Лакшми  – Нараяна и т. п.

Вира мурти.jpg

3) Вира-мурти (vīra-mūrti) – изображение Божества в момент совершения героического деяния, как, например, Рама, побеждающий Равану, Дурга, одерживающая верх над Махишасурой, или Шива Натараджа. Такие мурти могут даровать силу и победу над врагами, внешними и внутренними. Они могут устанавливаться как в городах, так и за их пределами.

Угра мурти.jpg

4) Угра-мурти (ugra-mūrti) – это формы Божеств, которым поклоняются для защиты от врагов, как внешних, так и внутренних (гнева, заблуждения, желания и т. п.). От вира-мурти их отличают многочисленные руки с оружием и гневными атрибутами, расширенные глаза, острые зубы, огненная аура. Подобные изображения рекомендовано устанавливать только в северо-восточном углу города или деревни. К данному типу мурти относятся изображения Нарасимхи, Бхайравы, Кали.

Просто мурти.jpg

Кроме того, согласно шильпа-шастрам, мурти Божеств могут быть классифицированы следующим образом:

1.     Все изображения делятся на три крупные группы:

citra – круглая скульптура,
citrārdha – барельеф,
chitrabhāsa – живопись.

2.     Круглая скульптура может подразделяться согласно возможности перемещения мурти:

cala – перемещаемая,
acala – неперемещаемая,
calācala – одновременно перемещаемые и неперемещаемые.

3.     Изображения могут быть классифицированы согласно настроению:

śanta или saumya – мирные,
vira – героические,
raudra или ugra – гневные или устрашающие.

4.     Неперемещаемые изображения, известные также как dhurva-bera или mula-vigraha, классифицируются согласно их позе:

sthānaka – стоящие,
āsina – сидящие,
śavana – наклоняющиеся.

Автор статьи – Петр Горяшко.



Возврат к списку