ПечатьВерсия для печати

Откуда произошли слова?

У всех нас когда-то возникал вопрос, откуда берут свои названия те или иные предметы и явления. Он периодически всплывает на поверхность, когда мы сталкиваемся, например, с похожими словами в разных языках или же узнаём этимологию какого-то современного слова. Всё это наводит нас на мысль, что слова и речь – это нечто большее, чем случайный набор звуков.

На заре человечества звуки языка использовались не для выражения того, что мы бы назвали идеями или конкретными понятиями; они были, скорее, звуковыми эквивалентами определенных основных ощущений и эмоциональных значимостей. Именно чувства, а не интеллект, как считает Шри Ауробиндо, автор книги "Мудрость Веды", создали речь. Здесь мне вспомнился пример, который неплохо иллюстрирует изначально чувственную природу языка. Слово «понять» ассоциируется у нас с ментальной деятельностью, но происходит оно от слов по- + -(н)ять (взять), оно вызывает в моём воображении образ ребёнка, который изучает мир, трогая его руками. Наши предки в своём восприятии мира были чем-то похожи на детей.

Pradosha-Vrata.jpg

Первые слова имели широкий спектр значений, тогда ещё не было деления на разные части речи, такие как существительное, прилагательное, глагол. Например, «для ведийского риши слово врика означало «разрыватель», а потому в числе прочих значений – «волк»; слово дхену означало «вскармливающая», «выхаживающая», а потому – «корова». И доминирует при этом исконное и общее значение, а производное и частное – вторично. Со временем язык изменил характер, отбросил былую гибкость, утерял старые привычные значения; слово сузилось и сжалось до своего наиболее внешнего, конкретного смысла».

o99ixkgbanl2shruxk.jpg

Изначально слова были подобны живым росткам, в основе которых лежали семенные звуки. Соединяясь друг с другом, эти ростки-слова претерпевали изменения: из союза двух частей возникали новые элементы. Данный процесс чем-то напоминал рождение детей в семье, когда из совокупности качеств родителей возникает ребёнок, чем-то похожий на отца и мать, их предков, но не идентичный кому-либо из них или же их простой комбинации. В языке это явление называется сандхи, но этим принципом, как видно из примера с детьми, проникнуты многие явления, как физического, так и ментального плана.

И всё же, откуда взялись эти изначальные ростки-семена? Кто создал их? Некоторые мыслители, например, Бхартрихари, считают, что миры были сотворены богиней Речи, а звук (как первое колебание эфира) предшествовал образованию форм:

Безначальный и бесконечный Брахман –

это сущность Слова,

это неуничтожимый [Слог]; |

Он проявляется

в виде объектов,

и от него развертывается мир. ||

(Вакья-падия, 1.1–2)


Автор:  Хридаянатх (Худик Надежда)



Возврат к списку