ПечатьВерсия для печати

Состояние йоги

состояние_йоги

Йога по своей сути – это связь индивидуального и Высшего. Переживание этой связи и есть состояние йоги. Вне ума, это состояние не поддается полному описанию словами или обсуждению. Когда оно возникает, то уже нет сомнений в его истинности, хотя бы потому, что сомнения присущи уму, который в состоянии йоги отступает и освобождает сознание от ограничений.

Три состояния, или гуны, которыми ограничивается наше существование, – это состояние подвижности (раджас), инертности (тамас) и ровное состояние (саттва). Через погружения в эти состояния человек переживает природу проявленного мира, часто в надежде «понять» это мироздание. Именно тут могут скрываться два великих омрачения.

Первое омрачение заключается в том, что мироздание можно понять. Понять – это действие ума, свойство которого ограничивать, разделять на части и таким образом пытаться охватить общее. Можно не понять, а осознать, но для этого необходимо выйти за пределы ума.

Второе омрачение – считать, что погружение в эти состояния (раджас, тамас, саттву) – это путь к Высшему. Погружение – это всего лишь утверждение в самих гунах, оно не ведет к состоянию йоги. Саттва, конечно, – самое благоприятное состояние для того, чтобы погружаться в переживание единства с Высшим, но сама по себе саттва не является этим переживанием. Кроме того, чрезмерная саттвичность может создать иллюзию просветления. В свою очередь, чрезмерная тамасичность, например, создаст впечатление отрешенности, отстранения от желаний. Согласно учению йоги, именно выход из-под влияния трех гун – это путь к постижению Высшего.

«И состояния бытия, которые саттвичные, которые раджасичные, и тамасичные – от Меня. Но Я не в них – они во Мне», – говорит Кришна Арджуне в Бхагавад-гите.

«Я не в них – они во Мне». Это важно. Не сознание находится в уме, а ум в сознании. Человек пытается понять, то есть старается умом углубиться в сознание, а это лишь путь в заблуждения и метания. Невозможно проникнуть умом вглубь сознания, но можно ослабить силу ума и постепенно уходить из-под его влияния. Таким образом мы хотя бы немного, на какую-то часть убираем себя из общего уравнения и даем больше места для Абсолютного. То есть мы ослабляем силу эго, проявления индивидуального, ум отступает, а мы наполняемся Абсолютным, постепенно переходя к осознанию мира как «я – это Он (Абсолют)» или «Он (Абсолют) – это я», или недвойственному восприятию, когда разницы между индивидуальным и Абсолютным больше нет.

Состояние йоги, как его описывают в йоге Натхов, – это возможность пребывать не в одном состоянии – двойственном или недвойственном – а в состоянии, объединяющем их, одновременном переживании и двойственности и недвойственности (двайта-адвайта-вилакшана).

Автор: Хамсанатх (Антон Арапетян)



Возврат к списку