ПечатьВерсия для печати

Три вида асан

07.05.2021

сайт 550.jpg

В Интернете можно найти самые разные комплексы асан, но если обратиться к классическим йогическим текстам, то описанных последовательностей поз там нет. Почему? Возможно потому, что в них нет большой необходимости. Гораздо важнее – понимание сути асан и «слушание» себя, своего тела, своего состояния. Если такое понимание и умение слушать есть, каждый практикующий может составить уникальный комплекс c учетом задач, которые нужно решить.

Всего можно выделить 3 категории асан в зависимости от назначения:

1) Вишраматмака-асаны (от санкр. विश्रम, viśrama, «отдых», «расслабление», и आत्मक, ātmaka, «состоящий из») – положения, «имеющие природу расслабления». Из названия сразу ясно, для чего они нужны. Самая известная поза данной группы – шавасана.

2) Самвардханатмака-асаны (от санкр. संवर्धन, saṃvardhana, «рост», «увеличение», и уже известного нам ātmaka). Это развивающие, усиливающие асаны. Предназначены для того, чтобы проработать разные части тела, раскрепостить, увеличить количество энергии, позволить ей свободнее циркулировать и одновременно быть более уравновешенной. Так создаются условия для качественной и длительной медитации. К данной категории поз можно отнести сарвангасану, матсьясану, пашчимоттанасану и др.

3) Дхьянатмака-асаны (от санкр. ध्यान, dhyāna, «сосредоточение», «восприятие», «созерцание»). Это положения тела, хорошо подходящие для самьямы, т. е. медитации. К ним относятся сиддхасана, свастикасана, падмасана и др.

Стоит помнить, что все асаны объединяет одна цель – более глубокое постижение себя на разных уровнях восприятия и раскрытие своего совершенного состояния, истинной природы. Именно поэтому в классических текстах по йоге говорится, что из всех асан основная – это сиддхасана («поза совершенного существа»).

Пост подготовлен по материала форума Школы Йоги Натхов forum.dharmanathi.ru

P.S. Еще немного санскрита.

Слова «вишрама» и «самвардхана» вряд ли запомнятся на ходу, но если связать их с тем, что уже знакомо в санскрите, то их можно будет быстро восстановить в памяти)

Ви-шрама. «श्रम śrama» означает усилие, тяжелый труд, утомление. Шрамана - название традиции аскетов, выбравших суровый тапас.
Упасарга (приставка) «वि vi» в этом случае означает противоположность. В сочетании с ней получается «расслабление»

Сам-вардхана. Слово «वर्धन vardhana» - возрастание - можно вспомнить в Махамритьюнджая мантре: पुष्टिवरधनम् puṣṭi-vardhana - преумножающий благополучие. Упасарга «सम् sam» несет значение собирания вместе, завершенности. В отношении асан слово «saṃvardhana» отражает возрастание праны, приведение ее к сбалансированному состоянию.



Возврат к списку