ПечатьВерсия для печати

Йога и психология

ksd.jpg
В подходах йоги и психологии есть исходно важное различие. Психология рассматривает обьекты среды как внешний мир, а мысли и эмоции как внутренний мир человека. С точки зрения йоги мысли и эмоции, как и любые объекты мира, тоже являются внешними относительно нашего «Я».
В ходе практики йоги мы обнаруживаем внутреннего наблюдателя, который одновременно отрешенно воспринимает все объекты мира и не зависит от эмоций и мыслеформ, и постепенно осознаем, что не только объекты мира, не только ощущения нашего тела, но также наши мысли и чувства по отношению к этому наблюдателю находятся вовне. Потому, находясь в любой ситуации, мы воспринимаем происходящее с позиции этого наблюдателя, и наши мысли и чувства предстают нам как бы со стороны. 

Используя же методы психологии, мы стараемся рассмотреть различные проблемы психики, «находящимися в внутри» наших мыслей и чувств, с помощью того же самого аппарата - наших мыслей. Потому может образоваться некий порочный круг - когда мы используем неисправно работающий инструмент для его же собственной наладки. В физике существует постулат о том, что чтобы целиком понять некую систему, нужно оказаться вне этой системы. 

Это подобно тому, как находясь внутри деревни, вы ходите от дома к дому, спрашивая у всех, где можно взять воды, надеясь, что кто-то знает ответ. Или же вы взбираетесь на холм, оставляя деревню внизу, и видите, что кроме нее вокруг полно других поселений, есть леса, и даже видите реку. И вам становится незачем бродить по деревне опрашивая людей. Вы сразу видите реку и идете к ней. Так и с мыслями - если мы отождествляемся с ними, мы как бы привязаны к деревне и ищем воду внутри деревни. А ее там может не быть. 

Если же мы воспринимаем мысли равно как и другие внешние объекты, мы можем видеть всю систему и обнаружить ответ напрямую, без необходимости анализировать, копаться в мыслях. Потому практикуя йогу, мы получаем возможность изменить свою жизнь в тех аспектах, где методы, основанные на мышлении, могут быть неэффективны.  

Автор:  Ананданатх (Антон Филимонов)



Возврат к списку