Совсем недавно мы вернулись из ретрита по Йоге Натхов, который проходил в тихой долине в окружении крымских гор. Мы жили в уютных домиках в небольшой деревне, и, наверное, для всех участников, кто бы откуда ни приехал – из Таллина, Братска, Челябинска, Казани, Москвы, Берлина, Симферополя, Брянска – настоящим отдохновением оказались чистый воздух, простор, встающее из-за гор солнце, глубокое ночное небо и тишина, наполненная звуками природы.
Мы рано вставали, собирались для практики на площадке, откуда хорошо был виден рассвет, и пока мы занимались, солнце выходило из-за гор и приносило с собой тепло и чувство нового дня. Такая практика на рассвете и само место среди гор хорошо помогали расслабиться и естественным образом отстраниться от привычных состояний и забот. Это был очень важный опыт – некоторого безмыслия и чувства бесконечности, на который старалась обращать наше внимание Йоги Лакшминатх. По сути, основная практика была в том, чтобы поддерживать свое внимание на таком опыте, ощущении легкости, хотя возможно такой подход казался непривычным).
В эти дни мы успели и немного попутешествовать по Крыму. Поднялись в пещеры Эски-Кермен, оставшиеся от средневекового города, населенного людьми в течение десяти столетий, вплоть до конца 14 века. С плато, в котором находятся пещеры, открывается захватывающий вид на горный простор. Внутри одной из пещер мы задержались для медитации и практики мантры «Ом». В другой день мы горной тропой шли вдоль берега моря к мысу Меганом, вновь наслаждаясь простором и причудливым рельефом скал, а потом в одной из бухт купались, снова медитировали, практиковали пранаяму. Также мы ездили и в Балаклаву, где на катере выходили в открытое море, само по себе наполненное качествами бесконечности и глубокого покоя.
Эти наши путешествия, несмотря на активные перемещения, тоже несли в себе некое пустотное состояние, к которому оставалось прислушиваться, находиться в нем, не погружаясь в мысли, сравнения, воспоминания и прочее. По сути, пребывание в таком ровном восприятии происходящего, в спокойном состоянии чувств и ума — это одна из важных составляющих йоги Натхов, дхьяна.
В дни, когда мы не путешествовали, мы собирались днем для практики пранаямы и таких натховских методов, как концентрация на адхары (точки в теле) и медитация на вьомы (пять пространств), погружаясь глубже в восприятие себя и мира. Было время и для бесед, сатсангов с Йоги Лакшминатх, не только на темы методов, но и о сущностных понятиях в йоге, ее глубоких принципах, на основе которых уже выстраивается целостная практика у Натхов. В один из вечеров обсуждали классические тексты йогинов на примере «Горакша-вачана-санграха» - Йоги Лакшминатх зачитывала шлоки и говорила о том смысле, который в сжатом, как бы закодированном виде вложен в ту или иную фразу. За несколькими словами разворачивалось глубокое содержание, тонкая взаимосвязь, ощутимая даже не столько умом, сколько неким внутренним пониманием. Ведь сами по себе древние тексты по йоге — это, опять же, источник скорее для медитации, чем для попытки обдумать написанное.
И, конечно, для всех нас ярким событием стали хомы — огненные ритуалы почитания Ганеши (как божества, дарующего успех во всех начинаниях, в том числе на пути йоги) и Горакшанатха (покровителя йогинов; образа, наделенного всеми качествами совершенного йогина). Хома — очень древний ритуал; само почитание огня встречается, пожалуй, в истоках любой народности или традиции, и наверное поэтому почти нет людей, кто остался бы равнодушен к участию в хоме. Сам ритуал направлен на очищение нашей внутренней природы, в каждом подношении зерен в огонь; а в завершение хомы в огне сжигается кокос как символ эго, и весь процесс тоже является медитацией на внутренние ощущения, на происходящее. Это очень сокровенное и чистое переживание, действительно дающее чувство очищения и помогающее в дальнейшей йогической практике.
И вот - атмосферное видео:
Очень важно теперь, по окончании ретрита, хранить тонкий опыт таких внутренних состояний, возвращаясь к ним как к опоре для углубления своей практики. Ведь в этом и опыт практики самой Йоги Лакшминатх, которым она с нами искренне делилась, и опыт всей Традиции Натхов, столетиями бережно передаваемый от учителей к ученикам.