Проект Омкара - информационный ресурс, созданный людьми, чья жизнь неразрывно связана с традиционными практиками.
Любое использование материалов этого сайта возможно при условии обязательной ссылки на него.
О Бали говорят как о сказочном месте, но каждый вкладывает в это понятие что-то свое. Для участников семинара «Йога Натхов. Самьяма» Бали стало местом постижения самого себя, когда внешнее и внутреннее путешествие объединяются в одно целое.
После встречи в Куте мы на скоростной лодке добрались до маленького острова Гили Мено, который, как говорят, можно обойти за час. Здесь совсем нет машин. До отеля местные предлагают доехать на повозках, запряженных миниатюрными лошадками, но мы прошлись пешком, ведь тут все рядом. Сам остров долгое время был необитаемым. Только изредка сюда приплывали рыбаки, и лишь лет 200 назад здесь начали образовываться поселения, постепенно появились отели. Нам повезло: в нетуристический сезон на острове практически безлюдно. Мы попали в идеальные условия для того, чтобы отключиться от социума и полностью погрузиться в практику йоги.
В основном занимались асанами, чтобы научиться подготавливать себя к медитации, ведь для того, чтобы она случилась, необходимо, чтобы в балансе находилось и тело, и ум, был хороший навык концентрации и достаточно энергии, не говоря уже о дисциплине и искреннем интересе к самоисследованию. Каждый вечер были сатсанги. На них шла речь о том, как нужно подходить к практике хатха-йоги. Гуруджи Лакшминатх говорила о том, что асана — это не просто положение тела, а совершенное пространство сознания, и если уметь управлять своим вниманием и понимать суть процесса, то любое положение тела может стать асаной, а асана — мудрой. Под руководством Йоги Сварганатха мы пытались постичь это на опыте. Занятия хатха-йогой начинались в 6 утра (пока не жарко), днем у нас было много свободного времени, чтобы просто покупаться в море, расслабиться, отпустить все наносное, а вечером — снова практика, которая заканчивалась при свете луны.
С кажым днем увеличивалось время, которое отводилось для медитации, пробовали и изучали разные техники дхараны и дхьяны — двух составляющих самьямы (третья — самадхи), процесса сосредоточения внимания. Именно самьяме и был посвящен этот семинар. На одном из сатсангов Гуруджи Лакшминатх говорила о том, что наше сознание формирует окружающий мир, поэтому, если мы будем развиваться, исследовать суть йоги и тантры, то и мир для нас предстанет гораздо более интересным и многогранным. После Гили Мено мы вернулись на Бали и поселились в его сердце, культурной столице, — Убуде — где акцент в практике был сделан на пранаяму, а также на медитацию в местах силы.
В самом городе находится знаменитый Monkey Forest, священный лес, который воплощает идею «Tri Hita Karana», что можно перевести с балийского как «три источника благополучия»: гармоничные отношения человека с божественными силами, с природой и с другими людьми. Этому принципу традиционная балийская община следовала на протяжении тысячелетий. По нашим наблюдениям, этот принцип соблюдается многими местными жителями и сейчас.
На Бали царит особая атмосфера, видимо, поэтому мы уже во второй раз проводим здесь семинар — сюда хочется возвращаться. Кроме того, балийцы исповедуют индуизм (конечно, с привнесением местного колорита и обычаев), что созвучно индийской культуре и традиционной йоге. Например, в том же Monkey Forest расположено три храма, в которых почитают Шиву, богиню Гангу и Праджапати.
Также мы посетили значимые места, расположенные недалеко от Убуда. Первое из них — Гоа Гаджа. Внутри «пещеры слона» установлено три Шивалингама и мурти Ганеши.
Царит полумрак, ощущается умиротворение и спокойствие. Наша группа приехала до потока туристов, поэтому нам удалось спокойно помедитировать и погулять по окрестностям. На Бали, как и в Южной Индии, почитаются деревья. Некоторые из них, как говорят, даже старше храмов. В тени их крон хорошо и легко медитируется.
Третьим местом, которое мы посетили, стал храмовый комплекс Тирта Эмпул, где мы совершили омовение в священных водах. По легенде сам Индра создал этот источник, чтобы оживить своих воинов после борьбы с демоном Майя Денавой. Считается, что эти воды очищают тело и душу, наполняют чистой энергией.