Проект Омкара - информационный ресурс, созданный людьми, чья жизнь неразрывно связана с традиционными практиками.
Любое использование материалов этого сайта возможно при условии обязательной ссылки на него.
Совсем недавно закончилось наше очередное зимнее индийское путешествие. И вот, спешим рассказать и показать, каким оно было) Для многих участников это была первая поездка в Индию, и она предстояла особенная – с самого первого дня нам предстояло жить в местах, связанных с Традицией Натхов.
Первым местом, где мы остановились, смогли отдохнуть и перенастроиться, был ашрам Гуру Байджнатха в Лакшмангархе. Тихое место, которое прекрасно подходило для того, чтобы отпустить мысли и заботы, связанные с привычной жизнью в своей стране и прислушаться к медитативной атмосфере ашрама. Угощение вновь прибывших гостей чаем масала – добрая индийская традиция, с этого началось наше знакомство с Лакшмангархом. Мы неспешно пили чай, расслабляясь, наслаждаясь тёплым солнцем, пением птиц, спокойствием. В ашраме Лакшмангарха собрана большая библиотека – около 4 тысяч книг, касающихся йоги, некоторые из них очень старые. Именно в библиотеке мы общались с Гуру Байджнатхом, который и сам пишет книги, в том числе на английском языке – например, книгу с жизнеописанием своего Гуру, Шраддханатха, который жил и практиковал здесь, в Лакшмангархе. На стенах библиотеки также есть описание жизни Гуру Шраддханатха в картинах, а комната, где он жил, полупещера, в которой медитировал, и самадхи (место захоронения) стали святыми местами ашрама. Помимо общих занятий йогой у нас было время и для того, чтобы просто самостоятельно помедитировать в любом месте ашрама, которое интуитивно понравилось. Возможно, уже эти первые дни поездки привнесли много нового в восприятие практики йоги.
А дальше мы провели неделю в натховских ашрамах, построенных в священных местах – на горе Абу (штат Раджастан) и у подножия горы Гирнар (штат Гуджарат).
Места, где практиковали сильные йогины, продолжают хранить энергию, и её можно ощущать, если ослабить, даже немного, шум внутренних беспокойств, обычно свойственных человеку. Наша практика в тихом уединенном натховском месте – Шив Садхана Ашраме на горе Абу – во многом способствовала именно такому состоянию, можно сказать, очищению восприятия. Мы практиковали асаны, стараясь слушать лёгкость и естественность своего тела, делали пранаяму, обращая внимание на тонкие процессы внутри, пробуя воспринимать единство себя и окружающего пространства. Каждое утро начиналось свободным временем, которое можно было посвятить медитации на природе в окрестностях храма, особенно величественно было наблюдать рассвет с плато на вершине холма. Совместная практика помогала настроиться, но все-таки йога является практикой индивидуальной, она необходима йогину для познания своего внутреннего мира. И у нас было это свободное время, когда каждый оставался наедине с собой и миром.
Мы собирались вместе и для общения – говорили о йоге Натхов, о том, что такое плоды йогической практики, как происходит процесс обучения в традиционной йоге. Затронули и принципы тантры – в частности, радость и блаженство, которые лежат в основе всего мироздания и любого проявления в жизни. Одну из бесед – о том, с чего начинается личная практика йогина, как ее выстраивать, на что ориентироваться – Йоги Алламанатх провел на склоне холма с удивительным видом на долину. Очень интересным было и путешествие в Ачалгарх форт. Мы посетили древний шиваитский храм Ачалешвар, знаменитый своим нерукотворным Лингамом и искусно выполненными скульптурами, красивейшие джайнские храмы, Чамунда Мата мандир на самой вершине горы и Кали Мандир в пещере на склоне.
Следующим удивительным и сильным местом на нашем пути был ашрам Йогина Шернатха у подножия горы Гирнар. В этом ашраме часто останавливаются странствующие йогины-натхи. Мы приехали в ашрам вечером, а рано утром, еще затемно, отправились на священную гору. В предрассветной темноте огни, которые освещают путь на вершину, выглядели как продолжение звездного неба. С рассветом мы дошли до первых крупных (и как всегда потрясающе красивых) джайнских храмов Неминатха и Паршванатха, основанных в 12 и 13 веках – самых старых храмов на горе. Однако Гирнар был объектом поклонения и местом силы задолго до появления храмов – здесь совершали тапасью многие йогины, в том числе Горакшанатх и Даттатрея. Их святилища располагаются на двух самых высоких пиках – мы, конечно, посетили оба. На пике Горакшанатха есть отпечатки его стоп и единственное в Индии его четырехрукое мурти. Здесь мы встретили йогина Авадхутнатха и остановились ненадолго в его жилище, помедитировать, пообщаться. Он угостил нас чаем и сам приготовил небольшой обед. Ощущалось, словно само это место, его святыни, связанные с Горакшанатхом, и даже скромное жилье, в котором нас принимал Авадхутнатх, были пронизаны вечностью.
В ашраме мы провели пару дней, медитируя, подкрепляясь местными свежими фруктами, общаясь. Конечно, много общались, и одной из важных тем было - как совмещать йогическую практику и жизнь в социуме. Мы посещали арати, особенно впечатляющим было оно в последний вечер, когда в нем участвовал сам махант ашрама – Шернатх. Чувствовалось, как его энергия, сила его йогического опыта проникали в арати через, казалось бы, незначительные действия – неспешные шаги и легкое постукивание барабанчика дамару. А утром Шернатх Джи снова уделил нам время перед тем, как мы отправились в дорогу. Само пребывание рядом с ним, даже без каких–либо слов, наполняло глубиной и ясностью.
По совету Йоги Шернатха, мы заехали в тихое местечко неподалеку, которое организовала одна француженка. Она нам рассказала, что когда-то приехала в Индию к своему Гуру и, путешествуя, нашла это место, где ничего не было кроме небольшого древнего храма Ханумана. Здесь она и решила остаться, в познании себя и поклонении Высшему. Сейчас это ашрам с небольшой территорией. Недалеко образовались деревня, школа – вокруг закипела жизнь. Угостившись чаем в одном из домов деревни (сын хозяина должен был жениться на днях, и вся семья была очень рада пригласить нас в гости), мы направились дальше.
В последние дни нас ждал небольшой, но насыщенный парикрам – мы посетили два джьотирлингама – Сомнатх и Нагешвар, а также храм Дваркадхиш в древней столице царства Кришны, Дварке. В городке Сомнатх, который находится на берегу Аравийского моря, мы успели искупаться, встретить красивейший закат над водной гладью, а потом посетить мощное арати и, когда после ритуала все утихло, немного помедитировать в храме.
Так прошёл наш семинар, который стал большим путешествием, полным открытий, впечатлений, ощущений. Надеемся, каждому из участников наша поездка помогла что-то большее узнать о себе, о мире, глубже понять суть традиционной йоги. Огромная благодарность Йоги Алламанатху Махараджу и Йоги Лакшминатху Махараджу за общение, наполненное мудростью и глубиной, за удивительные, сильные места, в которых мы побывали.