ПечатьВерсия для печати

Краткая история джйотиша

Начнем, пожалуй, с того, что означает само слово «джйотиш». Оно санскритское и в общем виде может быть переведено как «свет». В общем, потому что «джйотиш» – это не буквально «свет», т.е. не существительное в именительном падеже («свет» будет звучать примерно как «джйоти»). В «иш/иша» кто-то видит санскритский корень, означающий «Бог/божество», так что на выходе мы получаем такие расхожие варианты толкования: «Бог света» (д-р Васант Лад считает, что это эпитет Солнца, Луны, звезд и планет), «Божественный Свет», «наука для изучения Света, «наука о светилах/свете небесных тел» и т.д., т.е. представлен весь спектр воззрений – от сугубо духовных до условно материалистических. Различные учителя/популяризаторы джйотиша склонны выводить на первый план какую-то одну грань смысла, заложенного в его названии, сообразно своим вкусам и убеждениям. 

Поговорим теперь немного о том, какое место в системе традиционного знания Индии занимает джйотиш.

2.jpg

И в определении мы видим «астрология, астрономия, математические вычисления» (разумеется, не все, а только те, что нужны для астрономических/астрологических нужд). Да, классический джйотиш, в полном, так сказать, объеме – это сплав всего вот этого. (Аналогичная картина наблюдалась и на Западе: вплоть до 17 века астрология и астрономия отличались не так чтобы существенно, а астрологию преподавали в университетах.)

Первичной целью джйотиша было определение времени проведения ведических ритуалов (их нужно было проводить в определенные дни после/до новолуний и полнолуний), предсказание затмений, толкование различных «общественно значимых» явлений природы и знамений (появления метеоров, например) и т.п.

Первые упоминания о джйотише можно найти в самих Ведах, в частности, в старейшей из них – «Ригведе». Таким образом, возраст джйотиша исчисляется как минимум 3000 лет, а по мнению некоторых исследователей – пятью и более тысячами лет.

Что же это за упоминания? В одном из гимнов риши Диргхатамаса говорится о расположенной в небесах чакре разделенной на 360 частей. Точнее, говорится о колесе с 6 спицами и сгруппированными попарно 720 колышками, но сейчас важно не это. Исследователи видят в рассматриваемом гимне описание эклиптики, года с его 6 сезонами и 12 месяцами, а также прообраз зодиака. В других гимнах «Ригведы» находят указания на солнцестояния и равноденствия, иносказательное описание продолжительности такой единицы времени как кальпа и пр.

Индийцев древности отличал интерес к неподвижным звездам, созвездиям (Полярной звезде, Большой медведице и пр.). Уже в «Атхарваведе», а также в Брахманах появляются упоминания о накшатрах – 27/28 астеризмах, т.н. лунных стоянках. Именно вокруг них (и Луны с Солнцем, разумеется), в основном и вращался интерес первых астрологов. Около 400 г. до н.э. положение дел все еще оставалось таковым – в это время был написан первый из дошедших до нас текстов по джйотишу, посвященный расчету положения светил в терминах накшатр, и в нем нет никакой информации относительно планет, являющихся для большинства людей характернейшей, неотъемлемой чертой астрологии. Однако под накшатрами в тексте понимались уже не реальные астеризмы, неравномерно разбросанные по небу, как во времена Вед, но равные между собой участки эклиптики величиной 13°20’. Можно говорить о том, что у индийцев появился свой протозодиак, но он был, в первую очередь, лунным, а не солнечным, как мы привыкли. И астрология по-прежнему занималась календарем и знамениями, определяя судьбу общества в целом, а не судьбы отдельных людей. 

Индивидуальные предсказания, если и делались, то не на основе гороскопа, а опять же на основе знамений (полета птиц, например), снов и пр. Традиционное жизнеописание Будды говорит о том, что вскоре после его рождения ко двору были созваны брамины, которые должны были предсказать будущее принца, и они сделали это, рассмотрев знаки на его теле. Можно только догадываться, пользовались ли они тогда физиогномикой, хиромантией или чем-то еще. Надо сказать, что подобная практика сохранились и после того, как сложилась традиция составления индивидуальных гороскопов. Известно, например, что джйотиши часто прибегали к той же хиромантии (видимо потому, что создание натальной карты вручную – дело трудоемкое :)).

О гороскопах. Рост важности джйотиша в индийском социуме, сопровождавшийся постепенным оттеснением им на второй план других способов прорицания, был связан как раз-таки с ними: в первые столетия нашей эры, благодаря контактам с греческой цивилизацией, из системы обобщенных предсказаний джйотиш превратился в развитую методику создания и чтения гороскопов. Именно от греков индийцы переняли саму идею гороскопа, концепцию важности планет и привычный нам зодиак с 12 знаками, а также систему управления ими. В основе же греческой астрологии лежит вавилонская.

Самый старый из дошедших до нас санскритских текстов по натальной астрологии датируется 269/270 г. н.э. Называется от «Яванаджатака» и написан Спхуджидхваджей, который о самом себе говорит как о мудром царе. Спхуджидхваджа не создал текст с нуля (по крайней мере, не весь) – он изложил в стихах перевод, выполненный с греческого 120 годами ранее неким Яванешварой, «Господином греков» (yavana в переводе с санскрита означает «греки»). Оба фигуранта явно были главами греческой общины на западе Индии.

Греческое происхождение «Яванаджатаки» очевидно, но есть в ней и чисто индийские наработки, связанные с накшатрами. Что интересно, сугубо «индийской» является глава о военной астрологии («ятре»).

3.jpg

Ближе к концу 4 века Минараджа (он же Яванадхираджа – «верховный владыка греков») – на основе «Яванаджатаки» и утерянной работы Яванешвары создает свой труд с незамысловатым названием «Вр’ддхаяванажатака» («Великая (вар. «старая») греческая астрология»). Для нас важно то, что текст отражает полную ассимиляцию заимствованных у греков астрологических идей, а также то, что текст содержит в себе все базовые элементы джйотиша, используемые и поныне. А еще его выгодно отличает тот факт, что текст был написан для начинающих, – многие другие из более поздних текстов по натальной астрологии предполагают, что читатель обладает неким бэкграундом в области джйотиша или имеет возможность получать разъяснения от учителя.

Для того чтобы разбавить некоторый академизм моего повествования, я приведу одну цитату из работы Минараджи: «Древними сказано, что весь этот мир, известный как неподвижный и движущийся, имеет природу Солнца и Луны. Их восходы и заходы наблюдаются в Круге Звезд, также имеющих их природу.» Очень красивая фраза, есть над чем помедитировать :) Особенно если вспомнить о широком символизме Солнца и Луны в индийской культуре.

Надо отметить, что перенятый зодиак индийцы почти с самого начала использовали несколько по-другому, нежели греки. За точку отсчета они приняли не постоянно смещающуюся точку весеннего равноденствия, а фиксированную точку на эклиптике (на том ее участке, который соответствует реальному, астрономическому созвездию Овна). Произойти так могло из-за глубокого почтения, издревле испытываемого индийцами перед неподвижными звездами.

Следующая веха в истории джйотиша – это появление работ Варахамихиры. Традиция считает, что он был придворным астрологом императора Чандрагупты II, правившего около 380–415 г. н.э., но по современным оценкам, Варахамихира жил несколько позже – около 550 года. Возможно, он служил одному из потомков Чандрагупты.

Варахамихира отметился во всех областях джйотиша. До нас дошла «Панчасиддхантика» – сумма астрономических и математических теорий его времени, «Брихат-самхита», посвященная приметам и знамениям, «Брихад-ятра» – трактат о военной астрологии (+ ряд других трудов по этой теме), «Виваха-патала» – работа по астрологии супружества и наконец, но не в последнюю очередь, – «Брихад-джатака» – трактат о натальной астрологии. «Брихад-джатака» по сей день остается одним из самых авторитетных трудов по джйотишу, а сам он практикуется сегодня именно в той форме, которую ей придал Варахамихира, т.е. около 1500 лет (!) В этом, на мой взгляд, во многом и заключается большое преимущество инд. астрологии – в
древности и непрерывности традиции. Умение сохранять и поддерживать – это качество саттвы :) Астрологические системы других народов могут/могли бы быть не хуже в плане точности, но где сегодня большая часть из них? И какая из этих альтернативных систем может похвастаться непрерывностью живой традиции с момента возникновения?.. Важным моментом является также то, что джйотиш никогда не был в немилости ни у светской власти, ни у религиозной, как это было в Европе. Астролог всегда был уважаемой фигурой в индийском обществе и мог заниматься своим делом открыто, не боясь преследования и расправы.

Примерно в 7 в. появился еще один значимый труд по джйотишу – широко известная ныне «Брихат-парашара-хора-шастра» Парашары.

В эпоху, так сказать, средневековья существенное воздействие на индийскую астрологию оказала тантра. Породнили
их внесектарность и использование общего принципа единства макрокосма и микрокосма. Возможно, именно благодаря тантре джйотиш взяла вооружение методику коррекции планетных влияний с помощью драгоценных камней, различных
цветов и металлов, а также мантротерапию. (Ранее, надо полагать, подавляющее большинство проблем решалось жертоприношениями и тапасом.) А еще именно благодаря тантре возросло значение Раху и Кету (вплоть до равного положения с изначальной семеркой) – по одной из версий они «понадобились» для того, чтобы каждая сторона света (их
8) или они+центр (итого 9 топосов) «обрела» своего управителя. Раху и Кету рассматривают и как единую сущность, и как две, в
о многом похожие, так что противоречий нет. Ну и конечно джйотиш использовался для того, чтобы подбирать оптимальное время для различных ритуалов, коих в тантре множество, повысить эффективность духовной практики.

Предполагается, что «из-за» тантры джйотиш «пошел в народ», охватил своим взором новые пласты действительности, и в итоге стал действенным инструментом помощи самым разным людям.

В средние века индийская астрология оказала существенное влияние на исламскую, и через нее – косвенным образом – на европейскую. Астрологи Ренессанса использовали как минимум один санскритский термин – ucca (после латинизации он превратился в aux).

1.png

Понятно, что обмен шел в обе стороны: арабские и персидские астрологи, коих в Индии называли «таджака», оказали воздействие на джйотиш. С 13 по 18 вв. были составлены тексты по таджака-астрологии – точно так же, как в начале н.э. были созданы тексты по греческой… В этот раз джйотиш не подвергся фундаментальным изменениям – «правка» затронула его терминологическую и техническую часть. Одним из наиболее значимых приобретений можно назвать варшапхал – методику построения годового прогноза на основе т.н. солнечного возвращения (когда Солнце возвращается в ту же позицию, которую оно занимало в карте рождения, в жизни человека начинается новый этап).

Последняя на сегодня фаза «перекрестного опыления» началась на рубеже 19–20 вв. благодаря теософскому движению и росту в Индии национального самоосознания, возрождению интереса к своему же наследию.Классические трактаты по джйотишу были переведены с санскрита на английский, и постепенно «свет» озарил самые разные уголки земного шара…


При написании статьи использовались следующие материалы:
1) The Circle of Stars: An Introduction to Indian Astrology (книга Valerie J. Roebuck);
2) Vedic Origins of the Zodiac: The Hymns of Dirghatamas in the Rig Veda (статья David’а Frawley);
3) Review of “Vedic Origins of the Zodiac: The Hymns of Dirghatamas in the Rig Veda” By David Frawley (статья Vic’а DiCara).


Автор статьи: Омкаранатх (Ольга Осинская)



Возврат к списку