ПечатьВерсия для печати

Фокус внимания при физических нагрузках

02.10.2017

Большой город — это место, где показателем качественной жизни человека часто считается способность крутиться в большом объёме информации, многое обдумывать, анализировать, активно накапливать знания в разных областях. В результате такого образа жизни очень много энергии уходит в мыслительную сферу, а область физическая — тело и его ощущения — энергии почти полностью лишается. Получается сильный перекос, человек втягивается в воронку постоянного думания, ему «некогда» обратить внимание на восприятие своего тела — столько важных дел, суета, рутина…

Среда мегаполиса навязывает человеку свои «ценности», и до поры до времени может казаться, что все благополучно – жизнь активная, здоровье «позволяет» ее такую вести. Но наступает момент, когда тело перестаёт нормально выполнять свои базовые функции, это может ощущаться как «вдруг» — кажется, что все сразу внезапно дало сбой в организме. Сложно сказать, что это происходит внезапно – скорее всего, человек, поглощенный суетой и своим мыслительным процессом, просто не замечал сигналов, которыми тело и, может, даже сама жизнь давали намеки.

Внимание в асанах

Для того, чтобы тело напитывалось энергией, его мало просто физически «нагружать». Зачастую человек, привыкший постоянно активно думать, продолжает думать и во время каких-либо физических занятий. Внешне такой «занимающийся» вроде бы задействует мышцы тела, но его внимание на самом деле по-прежнему поглощено ментальной активностью. Поскольку энергия течет туда, куда направлено наше внимание, она продолжает концентрироваться в нашей мыслительной сфере, а тело ее недополучает, несмотря на различные физические активности. Точнее сказать, физическая энергия, конечно, приходит в движение, но она не напитывает тело, потому что сознание «оторвано» от происходящего – наше внимание где-то далеко, словно оно само по себе, а тело само по себе.

Хаотичная, неосознаваемая энергия не способна напитать тело с тем, чтобы процессы в нем происходили целостно и поддерживали здоровье. Да, ощущение усталости в конце физической нагрузки может чувствоваться как облегчение – действительно, потому что от усталости останавливается очень энергозатратный процесс мышления – но вместе с ним выключается и восприятие, то есть эта временная легкость сопровождается своего рода отупением нашего сознания.

Выполнять упражнения хатха-йоги — как асаны, вьяямы, так и дыхательные – в таком состоянии тоже не имеет особого смысла, если не переключать восприятие на ощущения тела, сонастраивая с ним свои активности. Большинство начинающих практиковать йогу с удивлением обнаруживают, насколько активен их мыслительный процесс и насколько непросто может быть переключить восприятие на процессы происходящие в организме.

Дело в том, что часто современный человек считает, что постоянное присутствие в голове мыслей – это нормально, и что если не будет мыслей, ни о чем не думаешь — то какая тогда вообще жизнь? Но бывает, что даже опыт на первом занятии, когда человек на время «отключился» от нескончаемых мыслей и обнаружил словно давно забытые ощущения своего тела, может принести легкость, которую захочется испытывать чаще. В отличии от облегчения, которое приносит физическая усталость, такая легкость сопровождается ясностью восприятия, а энергия, которая сопровождает такую легкость, напитывает наше тело. Конечно, это при условии, что мы, почувствовав легкость, продолжаем ощущать тело, а не пускаемся снова в размышления. Такое часто происходит – когда у человека «появляется» легкая энергия, с ней приходит и ощущение, что она никуда не исчезнет, и что раздумывать на ее фоне так приятно. На самом деле, если поддаться такому искушению, то легкая энергия быстро растратится на мысли и человек снова останется ни с чем – в своем прежнем состоянии.

Поэтому в практике важно также учиться воспринимать ощущения в теле непрерывно – то есть, устойчиво направлять на них свое внимание и энергию. Тогда практики йоги через работу с телом будут иметь смысл, будут развивать наше сознание и постепенно устранять в нем «перекосы».


Автор:  Йоги Алламанатх



Возврат к списку