ПечатьВерсия для печати

Индийская музыка как способ самопознания

25.08.2021

1.jpg

Традиция индийской классической музыки насчитывает несколько тысяч лет. Поскольку в основном она является импровизационной, вначале может показаться, что то, что мы слышим – неуловимо красивая бесконечная мелодия, которая постепенно разрастается из первого звука и вовсе не опирается на какие-либо законы. Но не все так просто.

Мелодию или тему, которая формирует композицию, называют рага (राग, rāga – цвет, гармония, мелодия). В основе раги лежит глубокое знание о человеческих биоритмах и влияние на состояние сознания человека через звук.

Знание о раге передавалось от учителя к ученику многие столетия, оно не передавалось вне традиции и лишь в прошлом веке вышло за пределы Индии. Поэтому западному человеку не так просто его понять: система индийской музыки не направлена на то, чтобы все разложить «по полочкам», в ней даже отсутствует нотация (запись нотами) как таковая. Она скорее направлена на раскрытие внутреннего знания в исполнителе через полную самоотдачу практике, которая обычно начинается в очень раннем возрасте, а также через поклонение, в котором музыка является инструментом, а не самоцелью. В различных музыкальных жанрах – величественном дхрупаде, поэтических кхаялах северной традиции Хиндустани, народных песнях южной традиции Карнатака, суфийских каввали – в рагах воспеваются имена божеств либо Единый Абсолют.

2.jpg

Часто раги связаны с конкретными формами божеств (формы Сарасвати, Бхайрави, Шивы и др.), и даже названы их именами. В музыкальной традиции существуют легенды, в которых мелодии передаются людям тем или иным божеством. Индийская музыка становится «возможной» благодаря преданности, посвящению и бхакти.

Сам термин «рага» может означать строение звукоряда (набора нот), однако вписан в очень широкий контекст, который трудно объяснить полностью, не прибегая к духовной составляющей индийской музыки, да и всей жизни в целом.

Рага – это описание звуков, свар (स्वर svara – вибрация, звук, тон, интонация); свары, в свою очередь, исходят из изначального звука – нады. Будучи исполненной в определенном состоянии сознания и в нужное время суток, рага может передать слушателю особое тонкое эмоциональное состояние – расу (रस rasa – вкус, состояние).

download (1).jpg

Выбор раги и соответствующей ей расы определяется естественными циклами человеческой жизни и природы: например, в течение дня или года будут исполняться различные композиции (утренние, вечерние, весенние или раги сезона дождей и т. п.), пробуждающее благоговение, любовь, радость или созерцание…

Внимая музыке, слушатель входит в определенные тонкие состояния. И происходит это именно тогда, когда весь мир вокруг этому способствует. Таким образом, он обретает возможность ощутить полноту настоящего момента, открывая себя тому, чтобы через музыку погрузиться в тончайшую вибрацию нада и почувствовать единство с музыкантом и со всем сущим. Это состояние единства и является конечной целью исполнителя, слушающего и самой музыки.

Автор — Алиса Нестерова. 



Возврат к списку