Проект Омкара - информационный ресурс, созданный людьми, чья жизнь неразрывно связана с традиционными практиками.
Любое использование материалов этого сайта возможно при условии обязательной ссылки на него.
Карака (санскр. kāraka, कारक) – это тот, кто что-то делает или создает либо становится инструментом для совершения действия. Слово происходит от корня कृ (kṛ) означающего «делать, совершать».
Когда о караке говорят в астрологическом смысле, то имеют в виду, что граха становится сигнификатором чего-либо, т. е. указывает на
а) некие явления, вещи, определенных людей в окружении натива;
б) вызывает действия и события, приносит результаты, изменяет ситуацию вокруг.
Если проще, то граха становится как бы «ответственной» в гороскопе за те или иные сферы жизни, даже если она не владеет отвечающими за эти сферы домами. Есть астрологические техники, которые позволяют делать предсказания и трактования гороскопа безотносительно лагны, т. е. по космограмме, исходя из взаимоположения карак и отношений между ними.
Караки бывают нескольких видов:
Караки, имея связь с вещами, явлениями, событиями, естественным образом могут соотносится с домами (бхавами) гороскопа. Но нужно помнить, что наисаргика-караки будут сопоставляться одним домам, чара-караки – другим, а стхира-караки – третьим. Для примера можно взять условный гороскоп, где Сатурн будет управлять 1-м и 2-м домами. Как естественная (наисаргика) карака болезней, смертей Сатурн будет связан с дустханами гороскопа – 6, 8, 12 домами, но в схеме чара-карак, будучи, скажем, матри-каракой, он будет связан с 4-м домом, и в этом плане его пагубность учитываться не будет.
*****
О том использовать 8 или 7 Чара (переменных) карак (указателей на определенных людей или сферы жизни в гороскопе) споры среди астрологов ведутся давно. В 90-х годах прошлого века, при полном отсутствии какой-либо астрологической литературы, стали появляться первые экземпляры Брихат Парашара Хора Шастры, где использовались и 7 и 8 карак. С тех пор астрологами чаще всего используется 8 чара-карак.
Далее мы попытаемся привести аргументы в пользу 7 чара-карак и вот почему:
Давайте сначала обратимся к Джаймини-сутрам (Пратхама Адхьяя Пратхама Пада), ведь принцип чара-карак - это именно астрология Джаймини и поэтому специально не будем обращаться к БПХШ.
Sutra 11 : आत्माधिकः कलादिभिर्नभोगः सप्तानामष्टानां वा ॥ ११॥
"Атма-карака определяется исходя из максимальных градусов-минут из семи или восьми (грах).
Sutra 12 : स इष्टे बन्ध-मोक्षयोः ॥ १२॥
"(AK) Дает желаемое (ишта), также как бандхану и мокшу".
Sutra 13-18 : तस्यानुसरणाद्-अमात्यः ॥ १३ ॥ तस्य भ्राता ॥ १४॥ तस्य माता ॥ १५ ॥ तस्य पुत्रः ॥१६ ॥ तस्य ज्ञातिः ॥१७ ॥ तस्य दाराश्च ॥१८ ॥
"Далее следуют Аматья, затем Бхрата, затем Мата, затем Путра, затем Джьяти, затем Дара".
Sutra 19 : मात्रा सह पुत्रमेके समामनन्ति || १९ ॥
“Матра-карака и Путра-карака принимаются едиными”.
Как видим в 11 сутре говорится, что используются как 7 так и 8 (или планет или карак), далее в 12-18 сутрах идет перечисление только 7 карак и в последней сутре написано, что Матри и Путра-карака могут быть одной и той же планетой. Вероятно, эти караки могут при некоторых условиях сигнифицироваться одной планетой. К сожалению, риши Джаймини не оставил нам никаких подсказок в каких случаях Матра и Путра-карака объединяются и какую караку для замены недостающей в этом случае использовать: наисаргика или стхира.
Важный момент: нигде не указано про 8 караку - Питри-караку. Как показало изучение этого вопроса, упоминание Питри-караки встречается лишь в единичных манускриптах Джаймини-сутр, при том, что “вживую” их до сих пор никто не видел, это информация записанная со слов некоторых астрологов. Доверять ли этой информации вопрос открытый. Абсолютное большинство авторитетных астрологов в Индии - таких как Б.С. Рао, Б.В. Раман, Иранганти Рангачарья, К.Н. Рао - никогда не использовало Питри-караку.
В сутрах также нет никаких указаний, что Раху может или не может быть Атмакаракой. Однако, оперируя астрологическими знаниями, хорошо известно, что Раху - это бандхана-карака или майя-карака. Таким образом, это входит в противоречие с 12й сутрой. И, кроме того, можно задаться вопросом: почему всегда говорится о Раху в роли Атмакараки, как делающего человека с высокими идеалами, но не о Кету - естественной мокша-караке? Таким образом, Раху не может быть Атмакаракой.
Кроме того, хочется привести еще пару аргументов в пользу 7 карак:
А что будет если пятой каракой станет Питри-карака? Теперь “отец” будет соотноситься с пятым домом, а “дети” по Путра-караке - с шестым домом. Карака врагов, соперников и неприятностей - с седьмым домом, а карака супруга - с восьмым домом. Не очень гармонично получается, не так ли?
Как же быть с оставшимися 8-12 домами гороскопа? К.Н. Рао разработал свой метод, которым пользуются на протяжении уже более 30 лет, приведем его ниже:
Атмакарака - 1 дом;
Аматьякарака - 2, 10 дом, 11 дом;
Бхатрикарака - 3 + стхира карака Марс для братьев\сестер, 9 дом + стхира карака Солнце для отца;
Матрикарака - 4 дом;
Путракарака - 5 дом;
Гнатикарака - 6, 8, 12 дом;
Даракарака - 7 дом.
Автор: Сахаджнатх (Павел Стреблянский)
|
|