ПечатьВерсия для печати

Карана в джйотиш, ее значение и особенности

12.07.2022

Карана — одна из частей панчанги, на которую часто не обращают внимания, возможно из-за того, что не очень понятно, для чего выделять половину титхи. Карана — это половина титхи.

Существует версия, что караны появились во времена, когда дни недели (вара) еще не использовались и основным мерилом времени были титхи. В ряде текстов того периода мы находим четыре единицы исчисления: накшатра, титхи, карана и мухурта. Титхи тогда использовались в значении "какой-либо день", деление дуги на 12 градусов пришло позднее, и, видимо, для удобства титхи были поделены пополам: на светлую и темную половину дня соответственно. Эти половины стали называться "карана" — от kar, "делать".

Это, конечно, теория, доподлинно неизвестно как появились караны, но такая гипотеза выглядит как минимум интересно.

Всего существует 11 каран, из которых 7 в течение лунного месяца постоянно сменяют друг друга (это "чара", подвижные караны), а 4 устойчивые "стхира" караны, закрепленные за 14-ми и 15-ми лунными сутками кришна-пакши и первой половиной 1-х лунных суток шукла-пакши, наступают только во время, когда Луна близко к Солнцу и ее благотворная сила очень слаба. Этим четырем каранам в панчанге предписываются в основном негативные характеристики. Таким образом, за лунный месяц из 30 титхи набирается 60 каран: цикл из 7 чара-каран повторяется 8 раз, и цикл из 4 стхира-каран повторяется 1 раз.

Из 7 подвижных каран 6 благоприятны с мирской точки зрения, а 7-я — вишти или бхадра — считается неблагоприятной для созидательных дел, но некоторые авторы считают ее подходящей для действий, несущих разрушения. Поэтому в периоды времени, когда действует вишти-карана, лучше избегать свадебных церемоний (виваха), заключения контрактов и договоров, важных покупок, начала обучения и др.

Парашара рекомендует совершить упайи, если рождение произошло в вишти-карану:
"В соответствующее время, которое дано астрологами [когда действует та же неблагоприятная йога] или в течение благоприятных восходящего раши (Лагны) и дня (Вары), родители ребенка должны выполнить почитание покровительствующей Дэваты, Граха-Яджну и Абхишеку Господу Шиве, зажечь Дипу в храме Шивы и обходить вокруг дерева Пипала [108 раз] ради долголетия ребенка. После выполнения Хавана вместе с пением мантр Господа Вишну 108 раз, нужно накормить Браминов. С помощью этих искупительных ритуалов ребенок получит счастье и благополучие."

Рассмотрим подробнее каждую карану с переводом из "Атхарвана-джйотиш" (из "Атхарва-веды") о рекомендуемых действиях во время каждой из них и для справки приведем цитаты из "Джатака-бхаранам" и "Маан-сагари" о качествах рожденного в каждой каране. Их, конечно, не стоит применять дословно, а скорее как самые общие ориентиры:

1) Кимстугхна (Каустубха): почитание Вишвадевов, благоприятно для всех работ.
"Джатака-бхаранам": человек, рожденный в этой каране, и за дхарму, и за адхарму, ни за друзей, ни против врагов. Он похотлив и слаб.
"Маан-сагари": будет совершать благие дела; удовольствие, преуспевание, удача, достижение успеха сопутствуют ему. 

2) Бава: постоянные действия, а также быстрые действия следует совершать. [Хороша] как для отъезда, так и прибытия, подходит для всех дел.
"Джатака-бхаранам": полон чувственных желаний, сильный и могущественный, быстродвигающийся, пандит (образованный), удачливый и обладает многими видами собственности.
"Маан-сагари": будет считать себя очень важным, всегда радовать своей добродетелью, совершать благие дела и его цели будут неизменны.

3) Балава: подходит брахманам для всякого начинания. Инициации, яджны, вивахи, действия для обретения благосостояния (почитания предков). [Для действий] трем [остальным] варнам неначинание предписано, за исключением взращивания царем мира и благополучия.
"Джатака-бхаранам": смелый, большой любитель удовольствий, писатель или поэт, выдающийся среди щедрых, разбирается в искусствах.
"Маан-сагари": будет служить богам и святым местам (тиртхам), будет иметь хорошее образование, благосостояние и почитаем царем.

4) Каулава: заключение союзов (соглашений) и тому подобные действия приводят к успеху. В каулаве дела c недвижимостью [надлежит] совершать.
"Джатака-бхаранам": полон чувственных желаний, самонадеянный, ему свойственно свободомыслие, много друзей, любитель комфорта, имеет приятную речь и происходит из хорошей семьи.
"Маан-сагари: дружественен по отношению к другим, [особо] близок с друзьями и почитаем (уважаем) всеми.

5) Таиттила: в таиттиле [следует] начинать службу [у царя]. Эта карана самая лучшая для постоянно служащих у царей. Декорирование (вариант: создание украшений) и разные торжественные обещания (клятвы) или их прекращение. Кроме того, также подходяща для служащих (официальных лиц) и воздаяния (возмездия).
"Джатака-бхаранам": имеет красивое и утонченное тело, интерес к любовным делам или играм (спорту), разбирается в искусствах, успешный оратор, достойное поведение, имеет чистый интеллект и беспокойный взгляд.
"Маан-сагари": будет богатым и удачливым, мягким (дипломатичным) в отношениях со всеми и обретет красивый дом.

6) Гара: приземленная, поэтому стоит делать те дела, что положены исполняющим домашние ритуалы. Выращивание и разведение скота, используемого для купли-продажи. Грихаправеш (первый вход в дом), выбор места для строительства дома и планировка (васту). В связи с особенностями [караны, в это время] следует заниматься культивированием земли и посадкой растений. 
"Джатака-бхаранам": рожденный в эту карану помогает другим, целеустремленный, рассудительный, уважаем другими и побеждает своих врагов, терпеливый, придерживается либеральных взглядов, имеет красивое тело.
"Маан-сагари": будет сельскохозяйственным работником и всегда готов к работе по дому, желаемое приобретет через познание (проницательность) и тяжелый труд.

7) Ваниджа: все связанное с торговлей очень подходит этой каране, преуспевания достигает продавец, а покупатель наоборот. 
"Джатака-бхаранам": эксперт в искусствах, имеет очень веселый вид, образован и уважаем, зарабатывает торговлей и посещает святые места.
"Маан-сагари": будет зарабатывать на жизнь коммерцией и желаемые прибыли найдет в поездках за рубеж.

8) Вишти: не подходит ни для какой деятельности, результатом будет ущерб (или же деятельность только для нанесения ущерба).
"Джатака-бхаранам": у рожденного в эту карану будет красивой формы рот, он будет непостоянным (распущенным), сильным, с легкостью победит своих врагов, будет иметь злобный ум и любить поспать.
"Маан-сагари": совершает постыдные (злые) поступки и вступает в связи c чужими женами/мужьями, имеет способности к работе с ядами (напр. излечивает от укусов ядовитых змей и пауков, взаимодействует с этими субстанциями как ученый).

9) Шакуни: размещение, перемещение, а также отъезд. Что касается приобретения, перемещения, а также отпускания в полет служебных боевых птиц — в быту, в лечении и даже на войне — везде эта [карана] будет уместна.
"Джатака-бхаранам": очень хорошо образован в вопросах мантра-шастры, обладает большим количеством положительных качеств, постоянно бдителен (осторожен), имеет много друзей, много удачи и знает шакуни-шастру (науку о приметах).
"Маан-сагари": рожденный будет большим экспертом в медицинской практике, в создании лекарств (вариант: в религиозных обрядах). Будет зарабатывать на жизнь врачеванием.

10) Чатушпад: ритуалы [жертвенных] подношений бхутам даруют защиту даже от убийц. Четвероногим благоприятны все виды работ, шраддха должна быть совершена ушедшим для процветания. 
"Джатака-бхаранам": не наделен хорошими манерами (поведением), не способен увеличить свои накопления и имеет слабое тело, живет за счет разведения скота (животных).
"Маан-сагари": будет всегда служить Богу и брахманам, заботиться о коровах и будет ветеринаром.

11) Нага: все работы по сбору и хранению воды [создание резервуаров и каналов] надлежит выполнять. Потери и разрушения связаны с этим отрезком [времени]; таким образом, [в этот период] предписываются действия, направленные на завоевание и покорение.
"Джатака-бхаранам": дурное поведение, коварен, имеет сильное тело, злосердечен и совершает поступки не подумав из-за гнева, сварливый, отлично проявляет себя в сражениях.
"Маан-сагари": будет рыбаком (или получать удовольствие от работ связанных с водой), совершать жестокие поступки, иметь постоянно ищущие глаза (вариант: похотливый взгляд).


Автор:  Сахаджнатх (Павел Стреблянский)



Возврат к списку