ПечатьВерсия для печати

Кто такие асуры?

Асуры (демоны) у большинства людей ассоциируются скорее с мифическими существами, чем с проявлениями реальной жизни, но мне хотелось бы представить и другой взгляд на эту тему.

Сперва выясним, кто такие асуры и чем они отличаются от дэвов (богов)? Давайте проследим этимологию слова. Изначально «асура» означало «обладающий жизненной силой» (asu = «жизненная сила»). В Ригведе асурами называли многих дэвов — Савитара, Агни, Митру, Варуну, Сурью и других. Позже это название стало применяться только по отношению к демонам, а его трактовка изменилась на a-sura, т.е. «не-бог». Сформировалась устойчивая оппозиция асуры – дэвы.

asur

Как могло так получиться? Ведь, казалось бы: асуры и дэвы – дети одного отца (Праджапати), которые вместе росли, ели одну и ту же пищу, имели одинаковый природный потенциал, знания и способности. Ответ можно найти в мифологии индуизма. «Бгахавата-пурана», например, повествует о том, что святые и боги рождаются порой в семействах демонов (вспомним Махабали и Прахладу), и это символ того, что не рождение и семейные обстоятельства, а выбор, мотивация и действия определяют, кто есть дэва, а кто – асура.

Какие черты свойственны асурам? Асурами являются те, кто пытаются жить в оппозиции с ритой (мировым порядком) или дхармой (сводом социальных и религиозных норм). Для них характерны эгоизм, корыстность, беспринципность, злоба и склонность к насилию. Демонические существа одержимы жаждой богатства и удовольствий, которые они пытаются добыть нечестным способом. В их сообществах господствует коварство. Как только какой-нибудь младший асура возвышается, он сразу поднимает бунт против своего начальника, и так происходит постоянно. В человеке демоны проявляются в виде камы (чувственного желания), кродхи (гнева), лобхи (алчности), мохи (обмана), мады (тщеславия) и матсарьи (зависти).

Как побороть в себе асурические проявления? Данной теме посвящено произведение «Дэви-махатмья», описывающие победу богини Дурги над демонами. Они связаны с вышеописанными качествами, которые не дают человеку развиваться и постигать высшую Реальность. На энергетическом уровне победа над демонами способствует пробуждению Кундалини-шакти, располагающейся у основания позвоночника, ее поднятию по сушумне вверх, к сахасраре, где она соединяется с Шивой. Но пока человек не реализовал это единство, важно находиться под защитой божеств и духовной традиции.

samudra-manthan

Как асурические и божественные влияния сосуществуют в людях, и можно ли выйти за пределы этих влияний? Ответ, как всегда, можно найти в мифологии индуизма, а именно в мифе о пахтании молочного океана. Этот океан представляет собой нашу повседневную жизнь, где доброе и злое начало (дэвы и асуры) пребывают в беспорядочном смешении, попеременно управляя человеком через его чувства. В мифе это представлено в виде метафоры: боги и демоны поочередно дергают за концы веревки, средина которой крепится к горе Меру, которая символизирует наш центр, где нет двойственности. Чтобы обрести целостность, которая в мифе представлена в виде горшочка с амритой, нужно научиться ни за что не цепляться и видеть все как бесконечную игру энергий Абсолюта.

Подводя итог, можно сказать, что дэвы и асуры символизируют противоположные силы в человеке, которые побуждают его к развитию.


Автор:  Худик Надежда



Возврат к списку