Проект Омкара - информационный ресурс, созданный людьми, чья жизнь неразрывно связана с традиционными практиками.
Любое использование материалов этого сайта возможно при условии обязательной ссылки на него.
В этот раз заглядываем в храм Арунаджадешвар в городеТируппанандал, где существует легенда, рассказывающая о глубокой преданности Шиве.
Множество названий городов и храмов в Южной Индии начинаются с «Тиру-» («Тхиру-»), эта приставка в тамильском языке выражает то же, что и санскритское «шри» - почтение. Считается, что Шива в Тируппанандале проявился прямо из-под стхала врикши (храмового дерева), которое здесь - пальмовое, на тамильском оно называется «панаи». Отсюда и название местности. Само пальмовое дерево, стхала врикшу, можно увидеть во внутреннем дворе храма Арунаджадешвар.
Про стхала врикша в Южной Индии мы писали здесь
Легенда гласит, что Тхадагаи, дочь демона, была очень предана Шиве, и каждый день почитала здесь лингам, украшая его цветочной гирляндой. Однажды она как обычно собиралась поднести гирлянду, но сари стало соскальзывать с ее плеч. Девушка удержала сари, прижав его, но в таком положении у нее уже не получалось положить гирлянду на лингам. Тогда лингам склонился к девушке, чтобы ей стало проще опустить на него гирлянду.
Девушка опустила украшение на лингам и попросила Шиву даровать ей 16 рук, чтобы она могла совершать ему пуджу шодаша-упачара (с шестнадцатью подношениями) - и ее просьба была удовлетворена.
После этого происшествия лингам так и остался склоненным.
Многочисленные попытки выпрямить его были безуспешными. Когда король Вирасена из династии Чхола обновлял храм, построеннный над лингамом, он пытался выровнять лингам силой своих солдат и слонов, но ничего не получилось. В то время к храму для почитания лингама пришел Кунгилия Калая Наянар, известный своей преданностью Шиве, и увидел, что лингам, его Господь, искривлен. Поднося лингаму дхупу (святой Наянар всегда почитал Шиву воскуриванием древесной смолы) и читая панчакшара мантру, Кунгилия Калая обвязал веревкой лингам и свою шею и стал медленно тянуть шеей веревку. Если бы лингам не сдвинулся, петля вокруг шеи Наянара затянулась бы и его жизнь прервалась. Видя искреннюю преданность, Шива вернул лингам в прежнее ровное положение, не лишая Наянара жизни.
Во внутреннем коридоре храма можно увидеть скульптуры Тхадагаи, совершающей пуджу шестнадцатью руками, дарованными ей Шивой, и Кунгилия Калаи, старающегося выровнять Шива-лингам.
Лингам в храме - самопроявленный (сваямбху). Шива здесь почитается под именем Арунаджадешвар.
Автор: Амитанатх (Олеся Гринкевич)