ПечатьВерсия для печати

Накшатра - значение слова

Мы расскажем о малоизвестных моментах джйотиша, связанными с накшатрами.

Многим известно, что термином «накшатра» (नक्षत्र) обозначают определенные участки неба, так называемые «лунные стоянки». Но об этом более подробно речь пойдет во втором посте, а пока мы постараемся разобраться со значением самого слова.


  • Корень नक्ष् (nakṣ) означает «движение, путь, дорога», в более узком смысле – «отрезок видимого пути Солнца, Луны и других грах (планет) по эклиптике»; а त्र (tra) – «инструментарий, станок». То есть, накшатра – это то, что позволяет соотнести положение грах на небе при помощи звезд, разделить небо на участки.
Также возможная трактовка नक्ष् + अत्र, где вторая часть (atra) означает «здесь, в этом месте» или «поедающий», что дает нам два варианта:
а) указание на конкретную часть эклиптики;
б) отсылка к наблюдаемому эффекту, когда Луна как бы поглощает звезды, находящиеся на ее пути, в момент соединения.

накшатра - значение слова
  • क्षत् (nakṣat) – «приближающийся», र – «дарующий», а также «огонь, жар, сияние». То есть один из возможных смыслов – нечто двигающееся, что излучает свет, сияет при приближении.
  • Некоторые исследователи считают, что «накшатра» происходит от nakta-tra, «защитник ночи», и nak-kṣatra, «правящий ночью».
  • «Сиддханта Кунджика» приводит еще один из возможных смыслов: na + kṣarati (क्षरति) – это нечто непогибающее, неизчезающее.
  • С похожим значением связана легенда из «Шатапатха-брахманы» о том, как Индра поразил асуров Калаканджи. Эти кшатрии-асуры вознамерились захватить небеса и для реализации плана развели жертвенный огонь под накшатрой Криттика (от कृत् «kṛt» – «изготавливать», «делать», «резать», «повреждать»). Но Индра обхитрил их, разрушил алтарь и поверг асуров на землю, лишив их сил и власти. Отсюда возможное значение न-क्षत्र (na-kṣatra) – «без силы, без власти». В этой же легенде говорится, что Адитья (Солнце) взял силу накшатр себе, поэтому тот, кто хочет достичь определенных результатов, присущих накшатре, должен почитать Адитью.

Продолжение читайте в посте Накшатры - взгляд в Веды.

Автор:  Сахаджнатх (Павел Стреблянский)



Возврат к списку