ПечатьВерсия для печати

Панчанга - пять измерений времени.

03.10.2020 Панчанга (पञ्चाङ्गम्) - дословно "пять частей".

Традиционно в Индии это альманах, календарь, содержащий в себе всю информацию о текущем дне: год, аяна, текущий месяц, пакша, титхи, накшатра, время восхода и захода Солнца и Луны и т. д.

Панчанга

Однако в джйотише панчанга несет немного другое значение. Это наиболее важная, фундаментальная, состоящая из пяти слагаемых часть мухурты - одного из самых сложных направлений джйотиша, специализирующегося на подборе оптимального времени для начала какой-либо деятельности. Панчанга-шуддхи - это буквально "чистота" и сила пяти элементов мухурты, которая представляет собой необходимый базис для того, чтобы планируемое к совершению действие энергетически соответствовало моменту.

Считается, что подбирать мухурту для повседневных дел нет необходимости, а только для важных дел и для имеющих долгосрочный эффект или совершаемых редко.

Составляющие панчанги следующие:

Титхи - одни из 15 лунных суток светлой или темной части лунного месяца. Каждые новые титхи наступают по мере удаления Луны от Солнца на 0-12, 12-24 градуса и т. д.

Вара - день недели, как правило, он отсчитывается от восхода Солнца до следующего восхода для каждого географического места отдельно.

Накшатра - одна из 27 "стоянок" лунного зодиака длинной 13°20'.

Карана - половина титхи; всего насчитывается 11 разных каран.

Йога. Каждая новая йога наступает по мере увеличения расстояния между Луной и Солнцем на 13°20', то есть здесь тот же принцип что и в способе исчисления титхи; солнечно-лунных йог всего 27, как и накшатр.

Для каждой из пяти частей есть свои предписываемые ей активности. Идеально, если все пять элементов хорошо согласуются между собой, средний вариант - когда они не противоречат друг другу, и самый слабый - когда разные элементы указывают на противоположные активности.

На наш взгляд синтез всех пяти элементов довольно труден, особенно когда составляющие элементы панчанги идут, что называется, вразнобой, и, более того, часто экспресс-анализа недостаточно, так как он может на поверхности показывать одно, но после детального изучения показать противоположный результат.

Скажем, титхи-накшатра-вара находятся под управлением одной грахи, а карана и йога нейтральны - казалось бы, намек понятен: элементы неплохо между собой сочетаются. Но ситуация перестает быть такой однозначной, если эта граха ретроградна и аспектирована вредителями, находится в плохом для себя знаке. Тут приходится делать оговорку, что ситуация, весьма вероятно, пойдет иным путем, возможны непредвиденные задержки, разногласия, недопонимания, а результаты будут посредственные.

Важно упомянуть, что иногда мы слышим, что "время неблагоприятно", но неблагоприятно для чего? Чаще всего имеется ввиду для созидательной активности, в то время как такой момент времени может быть подходящим для хирургических операций, разного рода баталий и спорных ситуаций, "войны" как писали раньше в джйотиш-шастрах. Или же панчанга может быть неблагоприятной ни для того ни для другого, но хороша для созерцания.


Автор:  Сахаджнатх (Павел Стреблянский)



Возврат к списку