ПечатьВерсия для печати

Риши Дурваса и его проклятия

Многие слышали о риши Дурвасе и его проклятиях, которые часто вызывают недоумение. Он отличался непредсказуемым поведением и гневливым характером, требовал почтительного отношения к себе, а иногда вёл себя как безумец. Его имя (санскр. दुर्वास ) происходит от от dur-, «плохой», «дурной», но также – «труднодостижимый», и vāsa, «обитание», «жилище» или «одежда», что можно истолковать как «тот, с которым трудно жить», «носящий плохую одежду» либо «тот, которого сложно понять».

риши Дурваса

Будучи воплощением Шивы, Дурваса родился в семье риши Атри и его жены Анасуйи, вместе с Чандрамой (проявлением Брахмы) и Даттатреей (проявлением Вишну). Образ жизни и характер деяний мудреца менялись от эпохи к эпохе. В Сатья-югу Дурваса-муни прославился своим аскетизмом, его слова непременно сбывались, а брошенные им проклятия лишь увеличивали его пуньи (заслуги). Деяния Дурвасы в Двапара-югу описаны в «Рамаяне». К этому периоду относится женитьба, после которой о нём стали говорить как о риши. Затем он сыграл важную роль в событиях «Махабхараты»: Пандавы родились благодаря дару, которым мудрец наделил царицу Кунти. В Кали-югу с помощью Дурвасы люди вновь получили утраченные знания тантр.

Истории о его проклятиях глубоко символичны. Возьмём к примеру историю с Индрой, который столкнулся с риши во время поездки на слоне. Мудрец поднес Индре цветочную гирлянду, но тот одел её на животное, которое сбросило гирлянду на землю. Неуважение к дару привело Дурвасу в ярость. Он проклял Индру вместе с остальными дэвами, лишив их сил, удачи и процветания. Итогом этого проклятия стало пахтание молочного океана, в результате которого Индра и другие дэвы наконец-то обрели амриту.

Эта история очень поучительная, с йогическим смыслом. Цветы в данном случае олицетворяют энергию роста, творения, процветания, они появляются из земли, но тянутся к небесному свету, раскрываясь навстречу ему. В человеческом теле эта энергия представлена Кундалини, которая берёт начало внизу живота из канды (бутончика) и восходит к макушке головы, где расцветает в форме сияющего тысячелепесткового лотоса.

Гирлянда, подаренная Дурвасой, была милостью свыше, в ней была заключена большая духовная сила. Так как духовное неотделимо от физического, пренебрежение небесным даром повлекло за собой утрату власти над всеми мирами. Можно сказать, Индра сам наложил на себя проклятие, а Дурваса просто сообщил ему об этом. Указав Индре на ошибку, он тем самым дал шанс на ее исправление, что и произошло в результате пахтания молочного океана (самудра-мантханы).

Нужно сказать, что Дурваса не только проклинал, но и наделял многих своими благословениями. Иногда сложно провести черту между первым и вторым. Так было, например, в истории с Кришной, которому риши приказал измазаться своими объедками. Кришна выполнил приказ мудреца, не измазав лишь стопы. Дурваса сказал ему, что все его тело будет защищено от любого оружия, но стопы останутся уязвимыми. И так получилось, что Кришна ушел из мира, когда охотник поразил стрелой его стопы, приняв их за голову оленя. В данном случае речь идёт скорее не о проклятии, а о божественной игре (лиле), участником которой был риши Дурваса. Уход Кришны из проявленного состояния был необходим для смены эпох, он ознаменовал начало Кали-юги.

Дурваса – это образец «правильных проклятий», которые через внешне неблагоприятные события стимулируют духовный рост человека. Люди, не готовые к интенсивным изменениям, в страхе разбегались при появлении риши, и лишь сильные духом приглашали его к себе. Дурваса – олицетворение энергии, ведущей к духовному росту через преодоление внешних трудностей, которая потенциально присутствует в каждом из нас и ждёт сигнала к пробуждению.

____

При написании статьи использовались материалы форума https://forum.dharmanathi.ru/


Автор:  Худик Надежда



Возврат к списку