ПечатьВерсия для печати

Йога. Тело и ум

manas.jpg
Выполняя асаны, например, на натяжение мышц, и наблюдая за собой, можно заметить, что как только возникло необходимое состояние, наш ум отмечает: «О, задача выполнена, натяжение есть» и тут же переключается на другие впечатления, забывая о созданном натяжении. 

С этого момента мы заняты в голове чем-то иным и, внешне сохраняя подобие формы, мы в этой форме как бы отсутствуем. Можно обнаружить, что ум вообще склонен так функционировать — он постоянно перепрыгивает с одного на другое. Это колебания ума. 

Ум не хочет удерживать одну задачу сколько-нибудь продолжительное время. В индийских системах, в т.ч. в йоге, все построено вокруг создания, поддержания и разрушения, естественного ритма природных процессов. Наш же ум фактически постоянно перескакивает с создания на разрушение, чем нарушает естественные, природные ритмы нашей жизни. Фаза поддержания состояния, пребывания в нем, выпадает. В итоге человек не чувствует себя удовлетворенным, потому что не успевает ничего ощутить — как только впечатление появилось, оно тут же исчезает. 

Это подобно тому, как если бы солнце утром взошло и сразу направилось к закату, не задержавшись на небе. Поэтому, практикуя асаны, мы постоянно наблюдаем, чтобы созданное нами состояние некоторое время удерживалось во внимании, ощущалось. Поначалу это трудно. Мы, замечая свое внимание перескочившим на что-то другое, терпеливо возвращаем его к нашей задаче, к созданным натяжениям или к ощущению расслабления. Возвращаем вновь и вновь. 

Мы учимся замечать этот момент, когда ум заключает, что ему все понятно, и готов забыть про ощущения, мы настойчиво продолжаем ощущать, даже когда кажется, что нам все понятно, что мы все ощутили. Учимся пребывать в выбранном состоянии. 

Такая практика является внутренней работой, и этим отличается от просто выполнения асан, создания внешних форм. Она укрепляет наше сознание и возвращает нас к пониманию себя и естественных ритмов нашей жизни. Блуждания, колебания ума проявляются, в частности в том, что ум ставит перед нами несколько разных и противоположных задач одновременно, и потом мечется между ними, в итоге ни одна задача на самом деле не выполняется. Часто мы не замечаем, что такое происходит в нашей голове. 

Однако, подобная «работа» ума отражается на нашем теле. Наша нервная система, наше тело тоже получают противоположные задачи. Можно сказать, что по сути тело получает команды одновременно идти в разные стороны. Или одновременно стоять и идти. Будучи не в силах адекватно реагировать на противоречивые импульсы, тело зажимается. 

111.jpg
На занятиях йогой мы учимся фокусировать свое внимание, задавая уму приоритет, что бы мы ни делали. Мы можем менять фокус внимания в зависимости от упражнения — концентрироваться на позвоночнике, на какой-то области тела, или на расслаблении всего тела, например. Но всегда следим, чтобы внимание направлялось именно на сознательно выбранные нами ощущения. Мы постепенно развиваем свою способность фокусироваться, делаем ее устойчивее. 

Так же и в нашей повседневной жизни, следуя этому навыку, мы учимся сами задавать фокус своему вниманию среди всего хаоса, который создает наш ум. Этот хаос может еще долго оставаться в нашей жизни, но если мы постоянно задаем себе вектор для сознания и придерживаемся его, то постепенно доля беспорядочности в нашем сознании будет уменьшаться, а доля осознанного выбора — расти. Тело, получая все меньше и меньше противоречивых импульсов, начнет расслабляться.



Автор:  Йоги Алламанатх



Возврат к списку