ПечатьВерсия для печати

Йога для начинающих

Йога для начинающих

Здесь мы приводим интервью с Йоги Алламанатхом (Андреем Матвеевым), где затрагиваются основные вопросы, обычно возникающие в начале пути.

- Что вы считаете основным моментом в ваших занятиях?

Не секрет, что определенному состоянию тела соответствуют определенные психологические, эмоциональные состояния. Многие люди думают, что делать с эмоциями? как работать с эмоциями? На занятиях йогой мы не работаем с эмоциями, но, стараясь постоянно удерживать позвоночник ровным, мы работаем с состоянием стабильности.

Мы постепенно формируем опору, некий базис сознания. Когда человек берется, держится за эту опору, его эмоции никуда не исчезают, но они уже не трогают этого человека, не оказывают определяющего влияния на его общее внутреннее состояние. То есть, можно сказать, во время наших занятий понемногу меняется сознание практикующего.

Задача наших преподавателей в том, чтобы помочь занимающимся выпрямить спину и следить за тем, чтобы позвоночник держался ровно. То есть это – работа с вниманием. В нашем случае ключевым является внимание, без него получается просто формальное выполнение упражнений. И тогда состояние асаны в ее подлинном смысле становится очень отдаленной перспективой.

- У меня есть опасения, что у меня совсем начальный уровень, смогу ли я заниматься наравне с другими в группе?

Преподавание ведется с таким подходом, что на одном и том же занятии люди с разным уровнем восприятия могут найти для себя что-то свое.

Есть люди, у которых достаточно глубокие, ровные состояния, но они боятся, что у них уровень начинающий. Начальный физический уровень не является препятствием при стабильной психике, потому что если у людей есть какие-то склонности, задатки к поиску, есть спокойствие, но их беспокоит больше физическое состояние, то это уже не начинающий уровень.

Если же Вам пока кажется, что у вас нет равновесия, спокойствия — это не повод, чтобы не искать в себе эти состояния.

Просто, мы делаем акцент на внутренних состояниях, на равновесии, а имея это, действуя в таком состоянии, человек очень быстро меняется.

- Как оценить/определить свой уровень в практике?

Про уровни можно сказать, что уровень не достигают и не получают – он обнаруживается. При определенных условиях. Мы их создаем. Можно сказать и так: насколько Вы погружаетесь вовнутрь, настолько высок Ваш уровень.

Наша основная задача в том, чтобы человек достиг спокойствия, был счастлив. В этом суть традиционного подхода к практике.

Развитие гибкости тела — это немного другая сфера. Если Вы видите в этом для себя резон, у нас на сайте есть специальный раздел. Но Вам нужно пройти базовый курс, чтобы мы были уверены, что Вы правильно воспримете то, что там написано. Настойчиво рекомендуем Вам посетить занятия, пообщаться с преподавателем, чтобы он определил стоит ли сейчас их практиковать.

Но, повторимся, мы не считаем эти уровни определяющими.

В стремлении определить свой уровень есть еще один важный момент.

Очень полезно себя всегда воспринимать как начинающего. При таком подходе человек не ограничен, у него все впереди. Когда же человек соотносит себя с каким-то достигнутым уровнем, есть вероятность, что он может залипнуть, застрять на том, что у него уже получается, и довольствоваться восприятием себя как продвинутого, как бы забыв, что потенциал для развития стремится к бесконечности.

- Как человеку определиться, если у него какие-то проблемы со здоровьем — ему нужно на занятие йогой или йоготерапией? Как вы понимаете, что такое йоготерапия?

У многих людей существует стереотип, что йоготерапия – это для больных. Но терапия – это излечение: или достижение, или возврат к здоровому состоянию, а не просто для категории «больной», в которой ты так и останешься.

В нашем случае йоготерапия заключается в том, что человек учится различать, что есть здоровье, т.е. он учится снова вспоминать, что есть здоровое состояние и возобновлять его и быть в нем. Задача преподавателя вернуть ему ощущения и напомнить ему о том, что он здоров внутри и подвести его к этому.

Более того, если человек посредством такой йоготерапии возвращает себе хотя бы половину первоначального состояния, в дальнейшем, если он начинает серьёзно практиковать, он может превзойти по уровню тех, которые когда-то были здоровы. Тех, кто, когда-то однажды сломавшись, становились больными и навсегда оставляли йогу.

Почему многие люди не меняются: они с одной стороны хотят поправить свое здоровье, свое состояние, но с другой стороны многие даже не осознают, что на них действует стереотип "больной человек», а когда ты приобщаешься к этой категории, то на самом деле, ты там и застрянешь. Получается, человек западает на страдания и не пытается чувствовать себя здоровым, т.е. он привыкает уже чувствовать себя больным, свыкается с этим.

- Многие люди, приходя на занятия по йоге и интересуясь различными мнениями в сети, хотят быть уверены, что практика йоги не приведет их к травмам. Сейчас на слуху такое понятие как травмобезопасность в йоге. Насколько вы уделяете этому внимание?

В формировании программ проведения занятий, мы учитываем факторы, которые сейчас принято называть основами травмобезопасности, однако делаем акцент не только на технических деталях построения асан, въяям или последовательностей их выполнения, а на принципах корректной работы сознания на протяжения всей практики. Причем, в зависимости от уровня сознания практикующих, речь может идти о некоторых принципах внутренней работы, предваряющих работу с телом и дыханием и продолжающихся продолжительное время после практики на коврике. Т.е. развитие ровного фона восприятия и поддержание его как отдельного вида внутренней работы, помимо физической.

Если человек изначально делает трезвые и разумные вещи, они травмобезопасны.

Одним из самых больших залогов травмобезопасности в первую очередь является устойчивое, уравновешенное сознание. Делая даже самые травмобезопасные упражнения в беспокойном состоянии, человек всегда рискует причинить себе вред. В этом смысле, самих по себе, травмобезопасных упражнений не существует. Слово «травмобезопасность» стало модным среди практикующих физические методы в наше время, но мы пытаемся максимально расширить понимание этого явления.

- Вы часто говорите про устойчивость сознания. Что это значит в обычной жизни? Ведь все мы ходим на работу/есть семья и так далее, то есть практике йоги мы уделяем лишь часть времени.

Почему мы уделяем внимание устойчивости сознания? Потому что, когда оно становится очевидным фактом, человек вдруг обнаруживает свою устойчивость в любых ситуациях, в повседневной жизни, а не только в зале, когда он находится под контролем преподавателя.

То есть когда человек это состояние равновесия делает своим, распознает в себе и контролирует, может пребывать в нем тогда, когда пожелает, то благодаря такому опыту он может не только травмобезопасно делать асаны, но и травмобезопасно жить в целом :). Это также приводит к тому, что при грамотном использовании таких наработок человек начинает фактически быть в состоянии внутренней практики в любой момент времени, где бы он ни был и чем бы не занимался. По сути, это один из знаков того, что у человека уже проявляется какой-то медитативный опыт и способность практиковать внутренние методы йоги.

- Расскажите о преподавателях Центра, есть ли что-то общее в их методиках, подходах?

Наши преподаватели рассматривают преподавание, как часть своей практики, своего личного развития. То есть, человек душу вкладывает в преподавание. В нашем понимании преподаватель – это не профессия, это один из критериев личного роста. Это значит, что данный человек делится тем ценным, что он считает ценным для себя. И это объясняет то, что преподавателей у нас немного.

Наша основная задача – дать не комплекс упражнений, а базовые принципы, при помощи которых Вы можете творчески подходить к вопросу своих индивидуальных занятий. Имея универсальные принципы, умея управлять своим внутренним состоянием, Вы можете строить свою собственную внутреннюю систему по принципу дополнения недостающих ощущений.

Дело в том, что когда человек чувствует свое тело изнутри, он замечает, что какие-то состояния у него зашкаливают, а каких-то не хватает. И он учится одни уменьшать, другие увеличивать. Учится это делать посредством стхити, въяям и т.д., учится исследовать много всего в на вид простых вещах. При этом стхити и въяямы являются лишь инструментарием на пути к ровным состояниям.

Грамотные преподаватели, которые сами развили такие состояния, ориентируют Вас на них. Такое преподавание уникально, потому что от преподавателя идут некие состояния, и человек чувствует, что есть нечто такое, с чем его эго не понимает, как быть. В этом зерно будущего развития. Поэтому только посетив наш центр, Вы можете в полной мере попробовать все это.

Тонкость в том, что преподаватель сам должен обладать высоким уровнем сознания, чтобы этому учить. С одной стороны, не проблема однажды подноториться в практике асан и потом практиковать их всю жизнь, и преподавать другим. Правда в том, что механичный подход к процессу делает преподавание безжизненным. Чтобы не надоело преподавать, надо видеть в этом внутреннюю работу. Углублять внутренние качества, больше развивать внимание в нюансах. Постоянно развивать собственное сознание.

Потому каждый преподаватель нашего Центра на своих занятиях делится опытом своей непрерывной практики внутренней работы.

Ждем вас в нашем центре