В самом сердце Бали, в Убуде, началось наше Йога-путешествие. Продолжилось оно в горном Мундуке, а завершилось на таинственном острове Нуса Пенида. Все эти места оказались очень разными и по-разному в них практиковалось, поэтому рассказ о семинаре решили разделить на три части.
Глава первая. Убуд. «Город, в котором мне хотелось бы жить» - как-то сказал наш фотограф. И выбор, надо сказать, достойный. Убуд - культурная столица с большим количеством искусно сделанных храмов. Силу места мы ощутили ещё в отеле, ведь балийцы сакрализируют пространство. На порогах, тротуарах и даже возле бассейнов лежали «чананги» - корзиночки из банановых листьев с цветами, рисом, благовониями и другими подношениями богам и духам. Повсюду можно было заметить частные храмы. В такой атмосфере, когда граница между духовным и материальным условна, в красоте тропиков, тишине нам посчастливилось практиковать.
На первом сатсанге Йоги Лакшминатх Махарадж и Йоги Сварганатх рассказали о сути Хатха йоги, о том, что она не ограничивается работой с телом на физическом уровне. Каждая асана - это возможность для исследования и самопознания, поэтому не случайно говорят, что Хатха йога невозможна без Раджа йоги и наоборот. Это задало особый вектор ежедневным занятиям. На них с помощью асан, пранаям, техник концентрации мы старались почувствовать связь энергии и сознания, начать иначе ощущать окружающий мир и самого себя.
Расширению восприятия способствовала медитация в местах силы. В одном из них, храме Тирта Эмпул, мы совершили омовение в святых источниках. Считается, что в первом бассейне человек избавляется от грехов, во втором очищает тело, ум и душу, в третьем наполняется чистой энергией.
Кроме того, мы посетили храмы в Monkey Forest (Лес обезьян) и заехали в Гунунг Кави, который является самым древним индуистским храмом на острове (построен в 11 веке правителем Анаком Вунгсу). Особенность этого комплекса - высеченные в скале гробницы или “чанди” (Чандика - одна из форм Дурги).
По другой версии эти барельефы не могилы, а только памятники членам королевской семьи. Также здесь есть храм и пещеры-кельи для медитации. Мы оказались в Гунунг Кави вечером после проливного дождя. Возможно поэтому здесь было ни души и мы неторопливо побродили по древнему комплексу, который, безусловно, оказывает сильное влияние на внутреннее состояние.
Стоит немного рассказать о том, во что верят балийцы и о чём не прочитаешь в путеводителях. Нам удалось это узнать из разговоров со служителями храмов и местными жителями. Здесь почитают тримурти: Шиву, Брахму и Вишну, поэтому распространены темплы, посвящённые сразу всем троим, а не кому-то в отдельности. Интересна и сама форма Махадева - Шива-Будда, где Шива - бог, а Будда - человек, но вместе они одно целое.
Кроме того, здесь распространено почитание Байравы, Кали-Кала, Дурги, Сарасвати, Лакшми, Индры, а также Вайю, который символизирует энергию. Повсюду можно встретить изображения героев Рамаяны, которая на Бали популярна почти как в Индии. Обычно вход в храмы предваряют ворота, которые обозначают выход за пределы мира двойственности… Аналогий с “классическим” индуизмом много, но всё-таки здесь он со своим
колоритом, правилами и обычаями.
Глава вторая. Мундук В небольшой горный городок мы отправились встречать балийский Новый год, Ньепи. По дороге увидели десятки огромных кукол-чудищ Ого-ого, которые символизируют злых духов. В самом Мундуке мы присоединились к праздничному шествию. Жители окрестных деревень в сопровождении оркестров пронесли чучела демонов по главной улице, а потом сожгли к всеобщей радости.
После такой кульминации наступил день тишины. Мы тоже поддержали традицию. Накануне Йоги Лакшминатх Махарадж и Йоги Сварганатх объяснили практику внутреннего молчания, когда отсутствуют мысли и даже идеи. В горах соблюдать тишину было не так сложно: всё располагало к созерцанию и уединению.
Также мы дважды собирались на совместные трехчасовые медитации. По отзывам участников семинара, этот день стал одним из самых мощных, наполненных новым опытом, радостью и простотой.
Глава третья, заключительная. Нуса Пенида. Остров, который был открыт для иностранцев относительно недавно, оказался совсем не туристическим и от этого ещё более таинственным.
Нуса Пенида с давних пор имеет сакральное значение и известен как обитель чёрных магов. Мощная шакти действительно ощущалась. Особенно запомнилась медитация на берегу моря. Впереди - водный простор и вулкан Агунг, который ещё недавно извергался, а за спиной - храм чёрной магии Пура Далем Пенатаран Пед. Также мы посетили Гоа Гири Путри, расположенный в пещере. Местные жители считают этот храм проявлением женской созидательной энергии. Внутри пещеры царит полумрак и звенящая тишина. Здесь мы тоже помедитировали, понаблюдали за ритуалами. Остров открылся нам и с другой стороны: Нуса Пенида известен своими
красивейшими пляжами. Словами описать сложно, поэтому предлагаем просто посмотреть фотографии ;)
Семинар на Бали получился насыщенным и разнообразным. Однако главным стали не впечатления, а особое внутреннее состояние, которое крепло благодаря практики йоги и сатсангам на самые важные жизненные темы. С новой силой заявил о себе интерес к саморазвитию. Желаем всем участникам семинара, чтобы он не угасал, а поддерживался ежедневной практикой. Успехов!