ПечатьВерсия для печати

Чувство вины

Чувство вины, в которое человек зачастую погружает себя по собственному желанию, — что оно даёт? Чувство вины за упущенные возможности, за сделанное или не сделанное, за медленное развитие; вина перед собой, перед другими; постоянное сравнивание себя и самоуничижение, — нужно ли это нам? 

Практикуя методы расширения сознания и интуитивно аккуратно наблюдая внутренние движения ума и эмоций, можно заметить, что чувство вины откатывает человека назад, к обесточенному в плане энергии, состоянию, тормозит реализацию его потенциальных возможностей. Важно при этом не создать ещё один повод почувствовать себя виноватым) 

чувство вины.JPG

Постфактум, развивая методы самоконтроля и сознательного управления вниманием, через медитативную практику асан, можно научиться распознавать и «мягко переступать» чувство вины. Так, перешагивая «вину», в состояния равновесия и ясности, можно заметить, что при трезвом рассмотрении, вину испытывать бессмысленно, и большинство людей это делает по привычке. Кто-то испытывает её, не зная иных альтернатив или не найдя в себе достаточной чистоты сознания, чтобы распознать альтернативный состоянию вины, опыт. Поэтому, пока в практике йоги не реализован минимальный самоконтроль, человек, при попытке «проанализировать» свой опыт, может скатиться в продолжительное омрачённое состояние, в которое уйдёт вся свободная энергия, добытая практикой «на коврике». Здесь необходимо неуклонно придерживаться дисциплины и регулярности в плане применяемых технических средств, в виде практики асан и некоторой «лёгкой безответственности» по отношению к накатывающим психоэмоциональным состояниям. То есть желательно «косвенно регистрировать», но не «залипать». 

Косвенное восприятие своих блоков даёт в целом способность приостановиться или перестроить темп практики, изменить акценты в ней, когда какие-то действия вдруг приводят к усилению негативных психоэмоциональных состояний. Иначе, при полной невнимательности и игнорировании сигналов подсознания, они могут исподволь «сделать подножку» и человек, например, может даже физически травмироваться. Однако, не случайно речь зашла вроде как об отвлечённой от «психологичности», теме управления своим поведением через посредство работы с телом. В нём «записываются» следы и отпечатки психоэмоциональных состояний и при грамотном, отрешённом взаимодействии с телом, эти следы можно «подтереть».

Безусловно, одной практики на коврике недостаточно. Желательно параллельно развивать альтернативные привычкам модели поведения, менять характер и направленность своей деятельности в целом, постепенно фокусируя деятельность и внутреннний настрой на конструктивных качествах своей природы. Для этого желательно размышлять о природе человека , как в Высшей степени разумного (в раскрытом состоянии) существа, о качествах, которые в потенциальном виде, заложены в человека Творцом и попытке почаще инвестировать время на культивирование и взращивание тех качеств, которые в каком-то виде, если совсем уж не циклиться на негативе, всё же может обнаружить в себе любой человек. Возможно, есть смысл присматриваться в жизни к тем людям, которые достигли в данном отношении успехов и строить с ними уважительные отношения, которые могут располагать к обмену опытом. Люди, которые вышли на уровень самоосознания в какой-то мере, в той или иной степени чувствуют интуитивную потребность в том, чтобы передать конструктивную составляющую своего опыта тем людям, которые им близки по духу. Так опыт становится завершённым в полной мере.

чувство вины 2.JPG

Собственно, даже при любом внутреннем раскладе, у любого человека, мало мальски занимающегося собой, можно наметить пути преодоления таких состояний, как чувство вины. Важно понимать, что в йоге решение подобных ситуаций возможно, благодаря изначальной нацеленности на сферы, превосходящие ограниченные состояния и веры в то, что в каком состоянии бы ты не оказывался в начале своего пути, у тебя есть Всё, чтобы начать двигаться вперёд и получать конструктивный опыт. 

Да, всё не меняется мгновенно, и это надо понимать и спокойно принимать, не суетиться не впадать в истерики, по поводу того, что жизнь не спешит «мгновенно поменяться». Так выверяются и крепнут наши внутренние намерения, такова «цена» внутренней реализации. 

С точки зрения йоги, чувство вины является энергетической привычкой, где ментальный инструментарий нашего сознания просто «достраивает» картинки и концепции, чтобы всё было «достоверно и обоснованно». В этом собственно Сила иллюзии. Вначале — энергетическая составляющая невежества, потом — «достраивания». Соотсветственно, нужно достаточно энергетических сил, чтобы «перестроиться», если даже человек любит пересобирать ментальные модели того, что мы называем мотиваторами. 

Итог — идеальное состояние, к которому стоит стремиться, это максимально высокие (с учётом состояния и мировоззрения) внутренние ориентиры, развитие умения мало-мальски общаться с людьми, реализовавшими чистый опыт, умение доверять таким людям, если они помогают, а также культивирование стабильности и хотя бы минимального самоконтроля и применение его для взращивания конструктивных качеств и навыков. Тогда постепенно энергия, которая уходила на самокопание, начнёт «переинвестироваться» на насущные потребности и привычка копаться в себе будет сходить на нет. 

Удачи и всех благ!)


Автор:  Йоги Алламанатх



Возврат к списку