Проект Омкара - информационный ресурс, созданный людьми, чья жизнь неразрывно связана с традиционными практиками.
Любое использование материалов этого сайта возможно при условии обязательной ссылки на него.
Тем, кто не является хинду, индуизм часто представляется религией со множеством богов – политеизмом. Так действительно может показаться, когда впервые слышишь: «Шива», «Вишну», «Брахма», а ещё «Ганеша», «Дурга», «Лакшми»… Но что если это разнообразие не исключает единства?
Шиваиты поклоняются Шиве как верховному Божеству. Для шактистов на первом плане – женский аспект Абсолюта. Вайшнавы скажут, что главнейшим, без сомнения, является Вишну, а большинство тантриков, независимо от традиции, почитает сразу нескольких Дэват.
В гимнах Ригведы Индра назван царем богов, но в них также описывается, что все дэвы, включая Индру, ситуативно подчиняются Рудре, Варуне или кому-то еще. По мнению некоторых исследователей, божества Вед восхваляются как формы одного, предельного Бога, и они не кто иные, как разноплановые (многосторонние) проявления Божественности.
Если в Ведах идея универсального Дэвы ещё не является чётко сформулированной, то в Упанишадах, которые являются продолжением Вед, она получает дальнейшее развитие. Итогом этого развития становится возведение на трон в пуранический период верховной Триады (Брахмы, Вишну и Рудры), которая представляет собой три аспекта Единого Абсолюта (Высшего Брахмана), олицетворяющие основные процессы в мироздании – Творение, Поддержание и Разрушение.
Тримурти вместе со своими Шакти (супругами) и другими Дэватами предстают в писаниях как участники божественной игры (лилы) Единого, Он сам проявляет себя как Вишну, Ганеша или Дурга, обладающие особыми характеристиками и проявлениями, ради совершенного многообразия и порядка в этом мире.
В Пуранах, а затем и в Тантрах мы можем встретить множество упоминаний того, как какое-либо Божество проявляется в различных формах, как Единый Абсолют и даже как другой Дэвата. И поэтому не удивительно, что последователи тех или иных традиций почитают свое Божество как Верховное, являющееся для них Единственной Высшей Реальностью.
Многие принимают идею о том, что мы как микрокосм являемся отражением макрокосма, содержащего в себе всё, что только можно представить. Каждый человек за свою жизнь проигрывает множество ролей, оставаясь при этом единой личностью. Общаясь с разными людьми, мы проявляем разные грани нашего характера, а на клетки нашего тела можно посмотреть как на формы, обладающие определённой автономностью в рамках организма. Почему же тогда единый Бог не может проявляться во множестве аспектов, которые соответствуют различным Дэватам?
Автор: Хридаянатх (Худик Надежда)