ПечатьВерсия для печати

Веды, упанишады, пураны

«Веда», санскр. वेद, означает «высшая мудрость или наука». Это трансцендентное знание, переданное Богом через великих мудрецов своего времени или риши, которые были одновременно жрецами, учителями (толкователями священных текстов) и провидцами. Веды являются первичными и наиболее авторитетными писаниями индуизма, раскрывающими как внутренний мир человека, так и устройство Вселенной с её законами. Они составлялись в течение многих столетий и устно передавались из поколения в поколение в жреческих семьях, из-за чего получили название шрути (от санскритского слова श्रुति «услышанное»). Наиболее ранняя из Вед, Ригведа, датируется до 2500 гг. до н. э., а записана около V века нашей эры. Она представляет собой собрание коротких гимнов, восхваляющих Богов. Кроме неё существуют ещё три Веды: Яджурведа — «Веда жертвенных формул», Самаведа — «Веда песнопений» и Атхарваведа — «Веда заклинаний».

ganesh


Тонкий символический язык Вед лиричен и возвышен. Риши использовали так называемый приём параллелизма, когда внутренний мир человека описывался через внешние явления. Кроме возможности выразить внутренний мир, этот приём также давал возможность защитить сокровенное знание от невежественных людей, потому что только люди, развившие тонкое восприятие, могли понять то, на что указывали символы. Впоследствии это сыграло с Ведами злую шутку, потому что по прошествии многих веков люди перестали понимать этот сложный символический язык.

Для Вед уже до нашей эры наступили времена упадка, они превратились в собрание мифов и ритуалов, а от тонкого символизма языка осталась лишь грубая материальная оболочка, которая заслоняла собой то, что изначально охраняла. Даже жрецы, совершавшие ведические обряды, недостаточно понимали силу и смысл произносимых ими священных слов. Но древнее знание всё же не исчезло бесследно, оно стало источником не только для мировых религий, но также и для тончайших метафизических философий.

Возрождение Вед началось с Брахманов (X – VI века до н.э.) и Упанишад (VIII – III века до н.э.), В Брахманах была предпринята попытка зафиксировать и сохранить мельчайшие подробности ведийских ритуалов, а также значение текстов, читаемых во время обряда, память о древних мифах и традициях. Риши Упанишад следовали другим путем. Они пытались восстановить утраченное знание посредством духовной практики, употребляя тексты древних мантр как источник для собственных интуитивных прозрений. То, что они обнаруживали, они выражали в других терминах, более созвучных времени, в котором жили. Выработав свой ясный и недвусмысленный язык, Упанишады стали главным источником высочайшей индийской мысли и заняли место, некогда принадлежавшее вдохновенным стихам Васиштхи и Вишвамитры.

Результатом этого движения стало возникновение приблизительно во II веке до н. э. новой философии и духовной традиции, а именно Веданты. Если сравнивать Веды с Ведантой, то в последней прослеживается тенденция все более полного подчинения внешнего ритуала чисто духовной цели и назначению. При этом было смещено и нарушено тонкое равновесие, исчез синтез внешнего и внутреннего, материальной и духовной жизни, оберегавшийся древними мистиками. И возник новый синтез, тяготеющий к аскетизму и отречению от мира. Суть разделения между Ведой и Ведантой можно коротко выразить во фразе: «Веда для жрецов, Веданта для мудрецов».

sanskrit texts

Буддизм, возникший в середине 1-го тысячелетия до н. э. в Индии, довершил эту тенденцию и оставил лишь некое внешнее почитание и механистическую обрядность, а также предпринял попытку упразднить ведийское жертвоприношение и ввести в употребление разговорный язык вместо языка литературного. В противовес этой новой религии, набиравшей всё большую популярность, в III - XII веках н. э появилось учение Пуран как попытка возродить почитаемые, но уже недоступные пониманию тексты Вед, написав их на современном санскрите в новой более доступной форме. В массовом сознании Пураны оттеснили на второй план Веду, а место древних ритуалов заняли новые формы богопочитания. Если некогда Веда перешла из рук провидца в руки жреца, то теперь она начала переходить из рук священнослужителя в руки ученого.

В заключение хочется сказать, что Веды подобны стволу дерева, ветвями которого являются Брахманы и Упанишады, Веданта и Пураны, а также более молодые побеги, такие как Шастры, Итихасы, тексты Веданги и Агамы. Как раньше, так и теперь Веды признаются критерием подлинности того, что есть в священных писаниях Индуизма, в доктринах философских школ и учениях мудрецов, потому что Веды – это источник высочайшего духовного знания, которое только способен воспринять человеческий разум.

Написано по материалам книги Шри Ауробинду «Тайна Веды»


Автор:  Худик Надежда



Возврат к списку