ПечатьВерсия для печати

Кампахаришвар - устраняющий дрожь. Храмы Южной Индии.

26.01.2022

Согласно легенде, король Варагуна однажды возвращался с охоты уже затемно. Его лошадь забеспокоилась и понеслась в сторону дворца. Так случилось, что на пути испуганной лошади в лесу спал брахман и он попал под копыта. Грудная клетка брахмана была проломлена и он сразу же умер, а король в темноте и на большой скорости не заметил, что произошло. Когда слуги, прискакавшие к дворцу позже, рассказали королю о происшедшем, Варагуна сразу же стал выполнять все предписанное шастрами, чтобы искупить совершенное. Но что бы король ни делал, он продолжал ощущать тяжесть: дух погибшего под копытами брахмана ни на секунду не покидал короля. В отчаянии Варагуна отправился в Мадурай, чтобы обратиться к Сундарешвару. Когда он обходил вокруг святилища, то услышал голос, что нужно отправиться в Тирувидаимарудур и там обратиться к Шиве.

Кампаришвар Король последовал божественному совету. Почитая в сердце Шиву, он достиг указанного места и прошел через восточную гопуру храма, а дух брахмана не смог последовать за ним, остался у ворот. Ощущая, что на нем наконец нет тяжести совершённого убийства, король продолжал дрожать от страха при мысли, что стоит ему выйти из храма, дух погибшего снова будет его преследовать. Шива же своей милостью успокоил эту дрожь и этот страх. Король вышел через западную гопуру храма, и дух брахмана больше не преследовал его. Оттого Шива в этом храме именуется Кампахарешвара (Кампа कम्प – дрожь, хара हर– устранение, Ишвара ईश्वर– владыка) и почитается как устраняющий страх. Храм необычен большой виманой – башней над святилищем, она выше входной гопуры, хотя обычно именно восточная гопура самый высокий элемент храма.

Рядом с Шива-лингамом находится мурти Шарабхи – воплощения Шивы в форме полуптицы-полульва. Потому второе название этого храма – Шри Шарабхешвар.

Шарабха

Легенда рассказывает о том, что асур Хираньякашипу в стремлении к бессмертию отправился в Гималаи совершать аскезу. На время его аскезы святой Нарада приютил беременную жену асура, которая могла быть украдена Индрой. Нарада постоянно повторял мальчику, который должен был родиться, имя Нараяны, и ребенок появился на свет, будучи глубоко преданным Вишну. Спустя время отец его, асур Хираньякашипу, аскезой обрел от Брахмы дар, согласно которому его не могу убить ни человек, ни животное, ни птица. Вернувшись, Хираньякашипу стал требовать от сына признать своего отца верховным божеством. Но сын, Прахлад, отвечал, что он предан Вишну. Разгневанный отец стал пытаться любыми способами извести сына, сбрасывал его с горы, сажал в яму с тиграми или змеями и так далее, но Вишну всегда оберегал Прахлада. Обезумевший Хираньякашипу потребовал от сына доказать всемогущество Вишну. Тогда Вишну принял форму Нарасимхи, человека-льва, и убил асура.

ШарабхаНо оказалось, что кровь Хираньякашипу отравила самого Нарасимху и пришла его очередь стать безумным. Ярость его грозила разрушить мир. Тогда девы обратились к Шиве и тот принял форму Шарабхи, свирепого существа, объединяющего в себе и зверя, и птицу, и человека, того, кто подчиняет эго и освобождает от перерождений, в крыльях которого – богини Дурга и Пратьянгира, чьи три глаза – это Солнце, Луна и Агни, когти восьми лап которого очень остры и есть сам Индра, в животе которого Калагни Рудра, чьи бедра – Кала (Время) и Мритью (Смерть). Шарабха выпил кровь Нарасимхи, остановив его безумие и предотвратив разрушение мира.

Нарасимха, осознавая роль Шивы в востановлении космического порядка, находясь в лапах Шарабхи поднимает руки в жесте почтения и прославления. Шива же, осуществив необходимое, оставляет воплощение Шарабхи и возвращается в форму лингама. Так удивительно индийская мысль описывает, как одно проявление божественного подчиняется другому, сохраняя при этом высшую мудрость о равенстве всех проявлений единого Брахмана.

На фото внизу - фрагмент гопуры храма Минакши в Мадурае. Нарасимха, убивающий асура Хираньякашипу - справа, и он же, поверженный Шарабхой - слева.

Другие легенды Индии можно найти на сайте по тегу легенды

Нарасимха и Шарабха, храм Минакши


Автор:  Амитанатх (Олеся Гринкевич)



Возврат к списку